Размер шрифта
-
+

Мастера исторической живописи - стр. 40

В последующие годы художник выполнил множество фресок, росписей, алтарных композиций, а также небольших станковых полотен. Его талант был признан всеми, он постоянно получал выгодные заказы, его картины продавались за большие деньги. Правители Венеции, а также церкви и монастыри соревновались между собой за право приобрести его работы.

Среди наиболее значительных произведений Тьеполо необходимо отметить выполненные им в 1740–1743 годах плафонные композиции для Джезуати, дель Скальци, Скуолы дель Кармине и других соборов Венеции. В 1743 году мастер написал несколько картин на исторические сюжеты, в том числе произведения «Меценат представляет императору Августу свободные искусства» (Эрмитаж, Санкт-Петербург) и «Ввоз Троянского коня в Трою» (Национальная галерея, Лондон).

Во второй половине 40-х годов Тьеполо пригласили для выполнения фресок в палаццо Лабия в Венеции. Он выполнил росписи противоположных стен в Большом зале палаццо. На одной стене художник изобразил встречу Антония и Клеопатры, на другой – пир Антония и Клеопатры. Потолок мастер украсил аллегорическими фигурами.



Дж. Б. Тьеполо. «Меценат представляет императору Августу свободные искусства»,

1743, Эрмитаж, Санкт-Петербург


Благодаря росписи Тьеполо зритель, попадающий в Большой зал, утрачивает ощущение реального архитектурного пространства и видит перед собой не фреску, а сцену, на которой разворачивается спектакль. Например, на фреске «Пир Антония и Клеопатры» художник изобразил карлика, стоящего спиной к зрителям на ступенях лестницы. Лестница ведет к широкой мраморной площадке, на которой и происходит пир римского полководца и знаменитой египетской царицы. Тьеполо показал момент, когда Клеопатра, решив продемонстрировать свое равнодушие к богатству, бросает дорогую и редкую жемчужину в бокал с уксусом, где она растворяется.

Композиция этого произведения построена вдоль двух пересекающихся диагоналей, а не одной, как в его ранних работах. Фреска, выполненная в ярких контрастных тонах, насыщена воздухом и светом.

Тема Антония и Клеопатры так заинтересовала мастера, что впоследствии он выполнил несколько вариантов на мотивы «Пира» и «Встречи». Сегодня эти картины хранятся в музеях Мельбурна, Стокгольма, Парижа, Лондона, Эдинбурга.

В эти же годы Тьеполо заинтересовался жанром портрета. Среди его многочисленных работ наиболее известны портреты Антонио Риккобоно (ок. 1745, академия Конкорди, Ровиго) и Джованни Кверини (ок. 1749, музей Кверини-Стампалья, Венеция).

50–60-е годы XVIII века считаются периодом наибольшего творческого расцвета Тьеполо. В его палитре появились золотой, кремовый, розовый, светло-серый и лиловый оттенки, колорит стал необычайно изысканным. К этому времени относятся его работы в Вюрцбурге, куда его пригласили для оформления залов епископского дворца.

Страница 40