Мастера исторической живописи - стр. 41
Мастер выполнил великолепные, немного театральные росписи, прекрасно сочетающиеся с необычной архитектурно-скульптурной отделкой дворца. Наибольшее внимание привлекает плафон, на котором Тьеполо написал Аполлона, везущего в колеснице Беатриче Бургундскую к ее жениху Фридриху Барбароссе.
На другом плафоне (над дворцовой лестницей) он изобразил Олимп. На стене зала художник написал сложную многофигурную композицию – бракосочетание Бургундской и Барбароссы.
Карнизы вокруг стен мастер украсил изображениями фигур, олицетворяющих части света: Европу показал в виде женщины, окруженной аллегорическими фигурами искусств и наук, Америку, Африку и Азию – в окружении различных животных и наиболее характерных архитектурных элементов. Там же он изобразил себя и своих помощников, участвовавших вместе с ним в оформлении плафона: сына Джованни Доменико и учеников.
Эта работа принесла мастеру большую популярность. Его имя становилось еще более известным не только в Венеции, но и в других городах.
После возвращения в Венецию Тьеполо был избран президентом венецианской Академии живописи и находился на этой должности в течение двух лет.
В последующие годы художник занимался выполнением росписей вместе со своим сыном и учениками. В 1757 году он работал над оформлением залов виллы Вальмарана в Виченце. В главном зале Тьеполо изобразил на стене «Жертвоприношение Ифигении». В других залах он выполнил фрески на сюжеты, заимствованные из сочинений авторов периода античности и Возрождения – из «Илиады» Гомера, «Энеиды» Вергилия, «Неистового Роланда» Ариосто и «Освобожденного Иерусалима» Тассо.
В 1762 году Тьеполо получил приглашение от испанского короля Карла III. Он приехал в Мадрид и на протяжении нескольких лет занимался оформлением залов королевского дворца. Наиболее сложная и интересная роспись – «Триумфы испанской монархии» (1764–1766) – украшает потолок тронного зала. Художник мастерски превратил плоскость плафона в небесный свод, на фоне которого разместил аллегорические композиции, олицетворяющие провинции и колонии Испании.
Тьеполо выполнял не только фрески и картины. Он оставил после себя большое количество рисунков, офортов и гравюр. Рисунки сангиной или пером полны динамизма и выразительности, несмотря на некоторую обобщенность. Чаще всего он набрасывал на бумаге мужские портреты или карикатуры на венецианских модников и священнослужителей.
Дж. Б. Тьеполо. «Ввоз Троянского коня в Трою», 1743, Национальная галерея, Лондон
В течение жизни Тьеполо выполнил несколько циклов офортов «Scherzi di Fantasia», что в буквальном переводе с итальянского означает «Шутки фантазии» (ок. 1750), и «Каприччи» (1753). Смысл многих из офортов, особенно из серии аллегорий, практически невозможно понять. Эти работы Тьеполо оказали влияние на творчество Франсиско Гойи – во второй половине жизни он тоже выполнил несколько серий офортов и к большинству листов сам сделал пояснительные надписи.