Размер шрифта
-
+

Мастера исторической живописи - стр. 38


В XVIII столетии исторический жанр продолжал развиваться. К исторической тематике обращались французский живописец Жан Марк Наттье, немецкая художница Анжелика Кауфман, итальянцы Джованни Батиста Тьеполо и Франческо Гварди и многие другие европейские мастера.

Жан Марк Наттье

(1685–1766)

Наттье работал в стиле мифологического портрета, разработанного Ж. Рау. Он изображал свои модели в виде античных богинь. Портреты не отличались психологической точностью, в них присутствовала некоторая идеализация, лесть, люди на полотнах чем-то были похожи на красивых кукол. Однако заказчики оставались довольны.


Французский художник, представитель искусства рококо, Жан Марк Наттье родился в Париже, в семье художников. Его отец был портретистом, младший брат Жан Батист писал картины на исторические сюжеты. Первые уроки живописи Жану Марку дал отец, затем юноша посещал мастерскую Ж. Жувене.

Картины Наттье сразу привлекли к нему внимание знатоков живописи и заказчиков.

Вскоре он получил заказ от Людовика XIV на выполнение рисунков и гравюр, на картины из серии «Истории Марии Медичи» (1700–1710).

В 1717 году Наттье переехал в Гаагу, где выполнял заказы Петра I. Он написал портреты Петра I и Екатерины I (оба – 1717, Эрмитаж, Санкт-Петербург), а также историческое полотно «Битва при Лесной» («Полтавский бой», 1717, ГМИИ, Москва) и другие полотна.

После возвращения в Париж Наттье написал картину на мифологический сюжет «Персей, обращающий в камень Финея». Работа была признана удачной, и автору присвоили звание академика.



Ж. М. Наттье. «Битва при Лесной»

(«Полтавский бой»), 1717, ГМИИ, Москва


В последующие годы Наттье отказался от исторического жанра и заинтересовался созданием портретов. Он регулярно получал заказы, причем не только от парижан. В 1723 году мастер написал поколенный портрет А. Б. Куракина, русского посла, жившего некоторое время в Гааге, а затем в Париже.

С начала 30-х годов XVIII века Наттье являлся семейным художником герцога Орлеанского, а в следующем десятилетии был назначен главным портретистом королевского дома. Среди многочисленных портретов, выполненных в этот период, можно отметить «Портрет маркизы д’Антен» (1738, Музей Жакмар-Андре, Париж), «Портрет герцогини Луизы Орлеанской в образе Гебы» (1744, Национальный музей, Стокгольм), «Портрет Людовика XV» (ок. 1745, Эрмитаж, Санкт-Петербург), «Портрет неизвестной» (1757, ГМИИ, Москва).

Для портретов Наттье характерна оригинальная композиция, включающая элементы античности, декоративность, изысканные цветовые сочетания. Что касается внешнего психологического сходства, то оно в большинстве случаев уступает мастерству исполнения.

Страница 38