Размер шрифта
-
+

Маргарит, или Избранные душеспасительные изречения, руководящие к вечному блаженству, с присовокуплением некоторых бесед, относящихся исключительно к женским обителям - стр. 16

Если мы любим что-либо прекрасное в созданиях Божиих, то не более ли мы должны любить Самого Создателя? Должно усерднее молиться Всесвятому Духу о даровании нам небесного дара любви, изливающейся в сердца наши только Духом Святым (см. Рим. 5, 5).

Кто увлекается грехами, не сопротивляется им, в том нет и признаков любви Божией. Иные, сделав навык к грехам и пребывая в них, мнят иметь любовь к Богу, но суетная их надежда оная не что иное, как самообольщение, ибо кое общение свету ко тьме? Иосиф и Сусанна решились лучше умереть, нежели согрешить пред Богом, а святые мученики, воспламенившись любовию к Богу, шли на лютые муки и смерть как на пир.

Любовь Божия есть вино, веселящее сердце человека (см. Пс. 103, 15); вкусили этого божественного пития невоздержники – и стали подвижниками, вкусили грешники – и стали праведниками, вкусили богатые – и возжелали нищеты, вкусили блудники – и стали целомудренными, вкусили немощные – и стали непобедимы, вкусили невежды – и умудрились, вкусили скорбящие – и возвеселились. Дары Духа Святого, изливающиеся на любящих Бога, бесчисленны.

Любовь, – говорит Лествичник, – есть огненный источник: в какой мере источает питие, в такой же мере распаляет жаждущего. Кто истинно любит Бога, тот предан Его святой воле, и чтоб его ни постигло, он всё приемлет как от руки Божией, с твердою верою, что всё это послужит к его душевной пользе, к испытанию его терпения, чрез что совершается вечное спасение; такому некогда скажет Господь: рабе благий и верный, о мале Ми был еси верен, над многими тя поставлю: вниди в радость Господа твоего (Мф. 25, 23). Для души, преданной Богу, несчастия, постигающие ее в сей жизни, служат степенями, возводящими ее к совершенству.

Кто любит Бога всем сердцем своим, тот не разделяет сердца своего между миром и Богом, между удовольствиями мира, какими наслаждался упоминаемый в Евангелии богач, и между служением Богу: ибо не может человек двема господинома работати… Богу… и мамоне, как говорит Евангелие (Мф. 6, 24). Но кто истинно любит Господа Бога от всего сердца своего, тот, предпочитая всему на свете Бога, из любви к Нему оставляет и богатство, и славу, и удовольствия, и все прелести мира – и удаляется даже ближайших своему сердцу, если только они препятствуют спасению души его: Иже любит отца или матерь паче Мене, – говорит Господь, – несть Мене достоин (Мф. 10, 37).

Кто истинно любит Господа всею душою, тот старается исполнять всю волю Его, всю жизнь и всю деятельность свою располагать по закону Его, во всем и всегда старается подражать святому примеру жизни Господа Иисуса Христа, уподобляться Ему в своих мыслях, желаниях и делах, страшась оскорбить Господа не только законопреступным делом, но и греховным словом или помышлением; тот при всяком поползновении ума и сердца своего к злу говорит самому себе:

Страница 16