Маргарит, или Избранные душеспасительные изречения, руководящие к вечному блаженству, с присовокуплением некоторых бесед, относящихся исключительно к женским обителям - стр. 15
О любви к Богу
Возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем умом твоим, и всею крепостию твоею… (Мк. 12, 30). Исполнение этой первой и большей за-поведи заключается в сих евангельских словах: аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет; далее говорит Господь: и Отец Мой возлюбит его, и к нему приидема, и обитель у него сотворима (Ин. 14, 23). Итак, любовь к Богу состоит в исполнении святых Его заповедей, из коих главная – это любовь к ближним, что видим мы из евангельского повествования о дне Страшного всемирного Суда Божия, на коем любовь, оказанную ближним, Господь вменит Себе Самому и за оную сподобит вечного блаженства. Следовательно, тот любит Бога, кто любит ближнего своего; если же кто в этом усомнится, того да уверит святой Иоанн Богослов: Аще кто речет, яко люблю Бога, а брата своего ненавидит, ложь есть: ибо не любяй брата, егоже виде, Бога, Егоже не виде, како может любити? (1 Ин. 4, 20). Из всех наших добродетелей любовь Господу приятнейшая, потому что в ней заключается исполнение всего закона: Любы долготерпит, – говорит святой апостол Павел, – милосердствует: любы не завидит: любы не превозносится, не гордится… не раздражается, не мыслит зла: не радуется о неправде, радуется же о истине: вся любит, всему веру емлет, вся уповает, вся терпит: любы николиже отпадает… (1 Кор. 13, 4–7). Кто любит Бога более всего, тот всегда помнит о Нем, размышляет о Его совершенствах и делах, старается познавать волю Его, всё делать по заповедям Его; душа, истинно любящая Бога, всегда стремится мыслями и желаниями к Нему: Идеже бо есть сокровище ваше, ту будет и сердце ваше (Мф. 6, 21). Кто истинно любит Бога, тот всегда старается более и более подражать Божеским совершенствам Его. Будите убо вы совершени, якоже Отец ваш Небесный совершен есть (Мф. 5, 48).
Диавол, ища погибели человека, угашает в нем чувство любви к Богу, возбуждая вместо него пристрастие к земному, неблагодарность, холодность, неверие, ропот, гордость; он тщится напоить человека тем смертным ядом, которым сам упился.
Любовь к Богу возгорается в сердце человека при размышлении о благодеяниях Божиих, излитых на род человеческий, и как нам не любить Бога, ибо Он сотворил нас невинными и блаженными, напечатлел в нас образ Своего Божества, вдохнул в нас бессмертную душу, украсил ее мудростию, святостию и правдою, соделал человека владыкою всех земных тварей, и когда он за преслушание подверг себя и всё свое потомство, погрязшее в нечестии, вечному осуждению, то Господь извлек нас, падших, из этой бездны, сошел с небес, принял на Себя естество наше, пролил за нас пречистую, святейшую кровь Свою, положил за нас душу Свою и не только избавил нас от вечного осуждения, но соделал нас чадами Божиими, наследниками бесконечного Небесного Царства – как же после всего этого не любить нам Бога! Поистине, кто не любит такого Благодетеля своего, тот хуже язычника, ибо и они любят любящих их; даже и в бессловесных животных видим мы это.