Размер шрифта
-
+

Литературоведческий журнал №39 / 2016 - стр. 35

По точному закону ходит
На небе ясный вождь планет;
ЕКАТЕРИНА где предводит,
Слепому року места нет.
Где смертных ум изнемогает,
Она удобно постигает,
Причин союзы, благо, зло,
Начала, средства, ток, степени,
Прямые виды действ и тени,
Всего вес, меру и число129.

И конечно, это мир милосердия, противопоставленный царящему вокруг злу и жестокости:

Где нет Борея, там Зефир;
Где нет Магмеда, тамо мир.
Твоя где область расширится,
Там суд и милость водворится130.

В соответствии с этими представлениями на первый план выдвигается мессианская идея. Россы во главе с Екатериной должны покарать зло и установить на всей земле тот порядок, который с таким успехом вводился в России:

Карай, исполни власть Господню,
Губи чудовища земли,
Низвергни злобу в преисподнюю,
И брань окованну зашли
Туда, где аспиды грызутся,
Где тигры лютые пасутся131.

Или:

«Восстани днесь, восстань Деввора,
Преступны грады разори;
Теки, низвергни Вельфегора,
Мои воздвигни олтари.
т ига мой народ избави,
Судей над царствами постави,
Вселенной возврати покой;
Не бойся, я защитник Твой.
Моей десницей Египтянин упорной»132.

Государыня заботится о подданных и доверяет им, предоставляя свободу «писать, что чувствуют»:

Монархиня благоутробна
Противной шествуя стезей,
Без грому небесам подобна,
Щадя как Мать своих людей
Во основание закона
Любовь со высоты шлет трона;
Любовью начинает суд;
Дарует своему народу
Писать, что чувствуют, свободу;
Да сами облегчат свой труд133.

Однако этим подданным предстоит еще проделать огромный путь, прежде чем они смогут полностью осознать свое счастье и сделаться его достойными:

Младенец како в рост приходит,
Сие он чувствует ли сам?
Что в нем природа производит,
Приметно ль смертных очесам?
Он бдя, крепится, возмогает;
Он спя во мужа достигает;
И се, сосал кто рождьшей грудь,
Течет как исполин в свой путь!
МОНАРХИНЯ! Ты тем же следом
Ведешь Твоих блаженства в храм;
Тебе природы образ ведом,
В нас деять неприметно нам.
Ты знаешь, како нрава в лепость,
Доброт во исполинску крепость
Непринужденно нас облечь,
Чтоб нам Тебя достойно течь134.

Императрица представляла пример праведного и разумного поведения, который находился в резком противоречии с обычным для людей образом жизни, строящимся на безудержных страстях, ложных убеждениях и общей инертности:

Когда врагов воюешь,
В нас храбра кровь кипит;
Когда уста отверзешь,
И мудростью дохнешь,
В нас вихрь страстей умолкнет,
И зиждутся сердца;
Зазреет здравый разум,
И ложных мнений тучи
Исчезнут, яко дым135.

В этой связи особое значение приобретали у Петрова нравоучительные рассуждения о греховной сущности человека, который не может самостоятельно бороться со своей натурой. Поэтому наказание порока не имеет смысла: нельзя карать человека за то, что является неотъемлемой частью его природы, иначе на земле просто не останется людей:

Страница 35