Размер шрифта
-
+
Литературоведческий журнал №39 / 2016 - стр. 34
Иль извергов природы дерзких
В правдивом гневе порази;
Или полки чудовищ мерзких
Опять в людей преобрази.
Не дай распространиться яду;
Запри уста разверсты аду;
Во нравах награди урон:
Дабы, сколь ток твой чист и ясен,
В сердцах толь светел и прекрасен
Вновь Божий возблистал закон125.
Ср. этот же мотив в поздних одах:
Как нова юностью орлица,
Ты радостями возлетай
И в мир, блаженная Царица,
Входящих правнуков сретай.
Великая, их жмя ко груди,
Праматерью великих буди.
Умножь под крыльями птенцев,
И их Себе сообразуя,
Несестье ими наказуя,
Низрини зло с земных концев.
Этого Петрову кажется недостаточно, и он приравнивает Россию небесному Царству; сами боги спускаются на землю, чтобы увидеть это чудо:
Его поправша злость змиину
С зари здесь видят до зари;
Чтоб созерцать Екатерину
Нисходят с тронов их Цари;
С небес нисходят сами боги,
Оставя звездные чертоги,
И путешествуют сюда:
Да Смертну узрят очесами
Творящу землю небесами:
Наш, дщери, стоит путь труда126.
В 1790-е годы тема неутомимого зла обрела конкретное политическое выражение. Один из главных объектов нападок Петрова – республиканская форма правления. По его мнению, она отвергает священную правду, подменяет истинную свободу «порочным сеймом» и может привести только к разрушительным последствиям и уничтожению всех несогласных:
Им Сейм широки к буйству двери.
Тогда-то сии полузвери
В бой когти изостряя свои
Усобь дерутся возбесяся;
И часто с их кровьми смесяся
Краснеют Вислины струи.
<…>
В чудовищей преобразились
Секванским духом заразились.
Поправ священные права,
Грозят срыть храмы и расхитить,
Чужим имуществом насытить
Их алчны руки, рты, чрева.
И далее:
Грозят во все края достигнуть;
Царей с престолов низложить
Возлесть на твердь, Творца с ней сдвигнуть
И в век законом уложить:
Чтоб все на свете были равны;
Все наглы, хищны, зверонравны.
Когда не так: весь дол трясти,
Поделать пропасти ужасны,
И, кои с ними не согласны,
Живых во аде погребсти127.
В другой оде читаем о «греховной жизни» поляков, презревших истину и поклоняющихся идолам:
Кроме не многих сердцем правых,
Держась которы мыслей здравых
Во гнусну не вдалися злость;
От черни до вельмож всевластных
Все прочи, сонм невежд нещастных,
Колеблемы, как вихрем трость.
То идолом кого поздравят,
И поклоняются ему;
То скучась тем; другого ставят,
Морят в густом кадил дыму.
Под разными всегда предлоги
Меняются их мысль и боги.
Подобье сущее детей:
Им лестны новые затеи
И были б только чародеи.
Они суть жертва их сетей128.
На этом фоне раскрывается всемирно-историческое значение Российской империи, это мир закона, порядка, космоса, а не хаоса:
Страница 34