Лирика в школьном изучении. Г. Р. Державин, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов - стр. 32
Стихотворение «Зимняя дорога» привлекло внимание писательницы Людмилы Петрушевской: «Строчки сами собой набегают, равномерно, неуклонно, под топот копыт.
«Мчатся тучи, вьются тучи… Невидимкою луна освещает снег летучий. Мрачно небо, ночь темна».
Стихи о зимней ночной дороге. Печальные вроде бы.
Но не то важно, о чём эти строчки. Они – музыка. Почитайте их вслух, скачущие, чёткие звуки, которые то и дело взмывают над снегами. Войдите в их ритм.
Мчч-цц, т-чч, в-цц, т-чч. И сразу же – полёт в небеса: невиди-имкою луна-аа… и опять топот копыт: оссв, щщт, сньглль-тучч – и снова вверх: небо… ночь темнаа-а.
Того, кто написал эти простые стихи, нет на земле уже без малого два века. И столько же пройдёт, и ещё столько же.
А люди всё будут помнить. Дай-то им Бог» (8, с.39).
Завершает «зимний» цикл стихотворение «Бесы», которое было написано Пушкиным в Болдине, отрезанном от мира холерным карантином. Нельзя не обратить внимания на дату создания стихотворения – 7 сентября 1830 года. В «Бесах», созданных ранней осенью, изображены картины зимы с «летучим снегом» и «неведомыми» снежными равнинами. «Это не только снежная равнина, – подчеркивает Генрих Волков, – это вся Россия в круговерти метели и зимней стужи, это Россия после подавления декабрьского восстания, когда рухнули все надежды, когда впереди «хоть убей, следа не видно», – «мутно небо, ночь мутна» и судьба человека во власти бесовской пляски» (9, с.97). Но едва ли в 5 классе следует вести школьников к пониманию тесной связи стихотворения с личной судьбой Пушкина и судьбой всей России. Целесообразно рассмотреть стихотворение как образец пейзажной лирики и показать, что в нем слились воедино и состояние природы, и переживания человека, испытывающего состояние душевного надрыва.