Лирика в школьном изучении. Г. Р. Державин, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов - стр. 31
Очень важно обратить внимание учеников не только на чувства, испытываемые героем стихотворения, но и на картины природы, открывающиеся путнику. Каким же нарисован в стихотворении пейзаж зимней лунной ночи? Школьники не пройдут мимо оценочного эпитета «печальные поляны» и метафоры, характеризующей действие, – луна «льет печальный свет». Выразительная картина зимнего пейзажа создана и в четвертой, срединной, строфе стихотворения:
Сопоставляя настроение путника и состояние зимней природы, ученики отметят близость, созвучие этих образов-картин: печальные картины природы определяют чувства скуки и грусти у героя стихотворения. Очень близки по своей структуре назывное предложение «Глушь и снег…» и безличное предложение «Скучно, грустно…», которые являются полустишиями, начинающими стихотворную строку и которые завершаются многоточиями. Эти короткие предложения подчеркивают слитность переживаний лирического героя и картин природы. Вся центральная часть стихотворения – строфы третья, четвертая и пятая – насыщены многоточиями, которые требуют при чтении достаточно длительной паузы. Что же стремится подчеркнуть поэт, прерывая стихотворную речь длительными паузами? Они подчеркивают и смену путевых впечатлений, и утомительность дороги, и оттеняют остроту воспоминания о предстоящей впереди встрече. Целесообразно предложить школьникам прочитать стихотворение «про себя», а затем прочитать его вслух, соблюдая паузы разной длительности. Такое чтение станет одним из этапов вживания учеников в текст пушкинского стихотворения.
Следующий этап разбора «Зимней дороги» будет связан с наблюдениями над звукописью стихотворения. Звуковыми образами насыщены вторая и третья строфы. Образ «печальных полян» первого четверостишия сменяется образом «скучной» дороги, которую сопровождают звук колокольчика и «долгие песни ямщика». Смысл определения «однозвучный» откроется ученикам в значении «однообразно, монотонно звучащий». Эта монотонность подчеркнута аллитерацией:
Звукописность стихов связана прежде всего с последовательно используемым поэтом ассонансом, который усиливает испытываемые человеком чувства тоски. Нельзя не заметить, что ключевые слова стихотворения «скучно», «грустно», «глушь», передающие настроение человека и создающие образ зимней дороги, объединяются ударным гласным «у». Уже в первой строфе стихотворения в словах «туманы» и «луна» дважды встречается в неударной позиции гласный звук «