Размер шрифта
-
+

Лирика в школьном изучении. Г. Р. Державин, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов - стр. 29

Вторая строфа завершается стихом «А нынче… погляди в окно…», который связывает воедино вторую и третью строфы. Не случайно обе эти строфы представляют собой одно предложение. Двоеточие, завершающее вторую строфу, пролагает путь ко второй части предложения, которое входит в пределы третьей строфы. В ней открывается картина зимнего дня, которая контрастирует с картиной вчерашней вьюги. Какие же краски преобладают в картине зимнего утра и в каких словах проявляется восхищение поэта открывшейся перед ним картиной?

Прежде всего привлекает внимание цветовая насыщенность картины зимнего утра. На смену «мутному небу» приходят «голубые небеса», «бледное пятно» луны уступает место блеску снега под солнцем. Чувство восторга перед открывшейся в окне картиной передается оценочным словом «великолепными» и сравнением снега с коврами. А в каждом из трех стихов, завершающих центральную строфу стихотворения, дается еще три картины – «прозрачного» леса, зеленеющей ели и блестящей подо льдом речки, которые связаны повторяющимся союзом «и». Эти картины дополняют пейзажную панораму зимнего утра.

Обращение к черновым вариантам третьей строфы дает возможность показать ученикам, что поэт сознательно стремился к звуковой выразительности картины зимнего утра. Художник слова в третьем стихе последовательно отвергает варианты «Лежит, как саван, белый снег» (слово «саван» придает мрачный оттенок пейзажу), «Простерлись белые снега» («белые» не передает сияния снега), «Простерты новые снега» («новые» не создает живописной картины), и, наконец, останавливает свое внимание на строке «Блестя на солнце, снег лежит…». Школьники отметят, что в этой строке, превосходящей по своей художественной выразительности отвергнутые строки, сильна и звукописная сторона: настойчиво повторяются звук с и сонорные согласные л, н.

Очень важно добиться от учеников интонационно правильного чтения следующей четвертой строфы. Она включает в свой состав четыре предложения; естественно, что после чтения каждого из них необходимо соблюдать паузу. Но при чтении строфы необходимо считаться и с переносом, то есть несовпадением стиха с фразовым членением. Фраза, заполняющая весь первый стих, заканчивается во втором стихе. В ее живом чтении после первого стиха, как обычно, соблюдается концевая пауза. Но пауза требуется и после слова «озарена», которым завершается первое предложение. Второе предложение тоже отмечено переносом, то есть при его произнесении надо соблюдать концевую паузу, которая делит предложение на два интонационных сегмента. Овладевая навыками интонационного членения текста, школьники приходят к его истолкованию. Следуя за поэтом, они открывают для себя красоту комнаты, озаренной «янтарным блеском» и наполненной «веселым треском» затопленной печи. Звуковой образ комнаты создается и с помощью аллитерации – повторения согласных звуков

Страница 29