Размер шрифта
-
+

Лирика в школьном изучении. Г. Р. Державин, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов - стр. 28

Первая строфа стихотворения начинается словами «Мороз и солнце; день чудесный!» Это единственная строка, которая создает картину зимнего дня, а остальные пять стихов поэт посвящает «другу прелестному». Что же привлекает внимание читателя в первом стихе? Это восклицательное предложение, которое произносится с особым чувством и оказывает сильное эмоциональное воздействие на читателя. Отношение поэта к морозному и солнечному дню передается эпитетом «чудесный», который определяет тональность не только первой строфы, но и всего стихотворения.

Чувство восторга зимним днем поэт стремится разделить со своим другом. В обращении к «другу прелестному», «красавице» нельзя не почувствовать нетерпеливого побуждения, которое находит воплощение в излюбленном Пушкиным слове «пора», выступающем в роли безличного сказуемого, и в повелительных глаголах «проснись», «открой», «явись».

Перечитывание первой строфы вслух откроет перед учащимися тайны пушкинского волшебства:

Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный –
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!

Прежде всего ученики откликнутся на звуковую выразительность всей первой строфы, в которой согласные звуки р и с сочетаются в звучном аккорде и «спорят» друг с другом: если в первом и шестом стихах преобладает звук с, то во втором-пятом – звук р. Наряду с музыкальностью звукообразов, школьники, руководимые словесником, постигнут метафорическую насыщенность четвертого и пятого стихов, то есть отметят, какие слова употребляются в переносном значении (взоры – глаза, нега – сон). «Зимнее утро» заставит обратиться и к метонимии как распространенному поэтическому тропу, сущность которого, в частности, состоит в перенесении свойств и действий одного предмета на другой предмет. «Северная Аврора» в стихотворении Пушкина является синонимом слова заря, а «друг прелестный» назван «звездою севера». Насыщенность восклицательных предложений, несущих побудительное начало, звукообразами и тропами сообщают первой строфе «Зимнего утра» неповторимую художественную выразительность и завершенность.

Обращению к следующей части стихотворения может предшествовать чтение фрагментов из стихотворения «Зима. Что делать нам в деревне?..», которое было написано 2 ноября 1829 года, за день до создания «Зимнего утра».

Вот вечер: вьюга воет;
Свеча темно горит; стесняясь, сердце ноет;
По капле, медленно глотаю скуки яд.

Вчерашняя вьюга как раз и находит отображение во второй строфе «Зимнего утра», которая перечитывается в классе. Эта строфа не только рисует мрачную картину вчерашней вьюги, но и содержит обращение к другу. Если морозное и солнечное зимнее утро пробуждает в поэте приподнятое настроение, которое он стремится передать «другу прелестному», то картина мрачного вечера вызывает у его друга чувство печали: «И ты печальная сидела…». Какими же образными средствами языка воссоздается картина вчерашнего ненастья? Впечатление о мрачном вечере усиливается тем, что о зимней вьюге поэт говорит как о недобром существе («вьюга злилась», «мгла носилась»). Школьники без труда найдут и эпитеты с выразительными метафорическими прилагательными («на мутном небе», «тучи мрачные»), и сравнение с привычным для них подсобным словом «как» («луна, как бледное пятно»).

Страница 28