Кризис современной демократии - стр. 21
2. Реальное значение демократии
В наши дни республиканская или демократическая власть, власть народа, который далек от представлений древних греков и римлян[31], находится не в руках бога, догматической веры, природного права, не является следствием внутренней, сокровенной честности в отношениях между вещами, а, наоборот, всегда находится под властью количества, влиянием мнения момента[32], той массы, которая кажется превалирующей благодаря информационным источникам. Власть, также, зависит от характера влияния на СМИ. В одиночку СМИ не обладают такой властью, но достаточно определенного решения, глубинного экономического течения и удар нанесен.
Другая концепция демократии, являющаяся техникой, реальностью и требующая глубокого осмысления, состоит в следующем. «Демократия» – это конъюнктура, где некое количество людей, соблюдающее правила игры, может превалировать над фактическим большинством. Это означает, что меньшинство может получить власть, занять привилегированную позицию благодаря соблюдению правил игры, даже если на самом деле количественно не представляет большинство. Примером данной ситуации могут быть недавние выборы в Италии, выигранные левоцентристским блоком, даже если могло показаться, что на самом деле одержали победу правоцентристы (этому еще нет окончательных доказательств). Правоцентристы, однако, даже осознавая свое количественное превосходство, должны подчиняться и следовать установленным правилам игры и демократической конвенции того меньшинства, которое в большей степени действовало в соответствии с правилами. Левоцентристы набирают относительное большинство голосов, даже если и не представляют собой наиболее сильную сторону, но в игре они оказываются успешными: согласно правилам игры, схеме, предварительно одобренной всеми партиями этой демократии, данная партия или блок вправе претендовать на власть.
В демократии под риском всегда находятся лучшие (дающие очевидные результаты). И, как следствие, критерии добра и зла, справедливости и несправедливости, красоты и уродства (подумайте об искусстве, музыке, моде), функционального и нефункционального, экономичного и неэкономичного определяются согласием со стороны тех, кто находится у власти, поэтому на практике человек подчиняется случайному волюнтаризму той демократии, которая превалирует посредством системы или большинства.
Из этого следует, что для социального оператора, для аутентичного и способствующего развитию индивида, бесполезно терять время, обсуждать, оправдываться: необходимо уметь