Размер шрифта
-
+

Корах. Роман о времени - стр. 36

– спаситель.29

Сделав небольшую паузу после длинной речи, как этого требовал риторский этикет, Итро продолжал.

– Правитель царств не ошибся в выборе. Юноша, взявший на себя управление целой страной, развернул невиданную с древних времен деятельность по строительству зернохранилищ и сбору зерна в виде налогов и пошлин с состоятельной части египетского населения. Неверно было бы думать, однако, что он лишь собирал с подданных фараона дань, ничего не давая взамен. Напротив, он предлагал богатым землевладельцам безвозмездные кредиты, с требованием усовершенствовать системы орошения, водяные мельницы и прочие орудия земледелия, не переоснащавшиеся с архаичных времен. Благодаря этим нововведениям, Сафнах Панеаху удалось засыпать в царские зернохранилища, высящиеся и сейчас по всей стране, столько зерна, что и в самые голодные годы его продавали не только египтянам, но и пришельцам из других земель. Когда же семь голодных лет миновали, а Священная река вновь набухла и разлилась по долине, оказалось, что несметные сокровища объединенных царств теперь сосредоточены в казне фараона. Ведь в годы засухи люди расплачивались за хлеб сначала деньгами, а в последствии и всем ценным, что у них оставалось.

За великие заслуги перед фараоном и страной владыка пригласил семью Йосефа – а именно так звучало еврейское имя кормильца Египта – поселиться на северо-восточной окраине в земле Гошен. Вот почему его отец, патриарх, получивший имя Израиль, вместе со своим домом, который составляли братья Йосефа с семьями – около семидесяти человек – оказались во владениях фараона.

Твоему рабу не раз приходилось встречаться с представителями этого племени по делам торговли и беседовать с ними. Люди эти производят впечатление честных и благонамеренных подданных царственного владыки, ибо такого поведения требует от них их Бог. Этот народ, словно привитый росток на раскидистом египетском дереве. Если его трепетно взращивать, обильно поливать, позволить развиться в пышные ветви, он станет украшением твоего царства и принесет великую дань в сокровищницу страны. Но если его обижать, пытаться сломить, отнимать у него последнее, а главное, не ценить жизнь его сыновей, то… – Итро сделал глубокий вдох, – то твой покорный раб не сможет поручиться за целостность и благополучие Египта. Ибо Бог их ревнив и не прощает обид своего народа.

Итро окончил речь, и в комнате на какой-то момент повисло глухое безмолвие. Так бывает после крика болотной птицы над Нилом в утренний час, когда в мире на несколько мгновений сотворяется звенящая тишина.

Страница 36