Корах. Роман о времени
1
По ту сторону начала – здесь и далее по тексту делается попытка художественного переосмысления лурианской каббалы. Учение Аризаля (раби Ицхака Лурия Ашкенази, 1534 – 1572 гг.) о структуре высших миров уходит корнями в каббалистическую традицию тайной Торы, полученную Моисеем на горе Синай и открытой миру раби Шимоном бар Йохаем (1 – 2 вв.)
2
Эйн Соф – бесконечность, беспредельность, непостижимость Бога. Источник божественного света. Бог по мнению каббалистов "существовал" вне пространства-времени до сотворения мира.
3
Цимцум Алеф – первое сокращение. Подготовительный акт, при котором Бог освободил место внутри себя для создания мира. В этом месте присутствие Создателя преуменьшено, чтобы мир не сгорел в потоке света; в то же время Его влияние достаточно для существования творения.
4
Адам Кадмон – прототип мира и человека. Форма, предшествующая всем последующим воплощениям. Все миры являются производными от него. Изначальный и наиболее общий план творения.
Луч – акт божественной воли, порождающий творение миров в среде однородного эфира.
5
Гематрия – числовое значение буквы или слова. Каждой букве священного алфавита соответствует определенное число. Как правило, гематрия слова является суммой гематрий букв, хотя есть и другие способы вычислений. В каббале – важный инструмент для поиска взаимосвязей вещей и явлений.
6
Из света возник эфир – аллюзия на творение буквами.
אור – ор: свет (ивр.)
אויר – авир: эфир, воздух (ивр.)
Эфир получается из света добавлением буквы י – Йуд, входящей в четырехбуквенное имя Всевышнего.
7
Четыре духовных мира, предшествующих нашему материальному
Ацилут – мир абстрактных идей. Наиболее приближен к Богу. В этом мире формируется общий план творения.
Брия – мир творения из ничего. Акт воли Творца по созданию новой сущности.
Йецира – мир формы. Работа по созданию формы предметов и явлений. Установление канала поддержания жизни в живых существах.
Асия – мир действия. Наполнение заданной формы конкретным содержанием.
8
Древо сфирот – (ед. число: сфира) одно из основополагающих каббалистических понятий, означающее божественные эманации (проявления Бога) в мире. Свет от Эйн Соф проходит через сфирот, как через фильтры, проявляясь качествами или свойствами.
9
Малхут – нижняя сфира, ассоциирующаяся с материальным миром или миром желаний. Только здесь возможно активное действие по совершенствованию и исправлению человеческих качеств.
10
Структуры миров – согласно каббале Всевышний Бог (Эйн Соф) создал тридцать два пути, которые являлись проводниками божественного замысла: десять цифр и двадцать две буквы. Причем цифра предвосхищала букву. Десятью речениями был создан мир. Речения состоят из букв. Поэтому буквы являются кирпичиками мироздания. Алфавит священного языка (языка Торы) состоит из двадцати двух букв, как и алфавит современного иврита.
11
Каббала – получение (ивр.). Скрытая часть Торы, которая ниоткуда не выводится, а передается от учителя к ученику.
12
День Один – первый день заключает в себе единство Творца и мира. Поэтому он обозначается не порядковым номером, как все остальные дни, а День Один – единый.
13
Ситра Ахра – в каббале: обратная сторона. Является противоположностью к Древу Жизни, связана с Сатаном, демонами и сокрытием божественного света. Создана Богом с целью противовеса или препятствия, обеспечивающего потенциал для работы по исправлению мира.
14
Хава – в переводах Ева – дающая жизнь (ивр.)
Сатан – в переводах Сатана – верховный ангел.
Нахаш – в переводах Змей. Одно из воплощений Сатана.
Ган Эден – в переводах райский сад. Здесь: место, куда был помещен Первый Человек (Адам) для выполнения работы по совершенствованию мира.
Здесь и далее имена и названия приближены к оригинальному звучанию.
15
Алеф, Бет – начальные буквы священного алфавита
16
Каин – приобретение;
Эвель – в переводах Авель – суета, преходящее
17
Согласно традиции, Верхний Адам при грехопадении разбился на шестьсот тысяч осколков (душ), которые с тех пор осуществляют работу по восстановлению Первого Человека и исправлению его промаха. Каббалисты называют эти осколки искрами святости и учат, что часть их разбросана среди народов мира. Эти искры святости и искал Адам в земле Куш.
18
Ноах – в переводе Ной
19
Адар – последний месяц лунного календаря (ивр.), соответствует концу февраля – началу марта
20
Цдом – в переводах Содом. Содом и Гоморра – древние города на берегу Мертвого моря, на которые по приказу Бога архангел Габриэль (Гавриил) низверг пепел и серу. Одной из причин уничтожения городов принято считать насилие жителей друг над другом.
21
Объединенные царства – царства Верхнего и Нижнего Египта были объединены в одно государство еще в начале третьего тысячелетия д.н.э. Здесь имеется в виду эпоха Нового царства 1580 – 1085 гг. до н.э., когда правили фараоны ХVIII – ХХ династий. Конкретно Рамзес II (1279 – 1213 гг. до н.э.) именовал себя властителем Верхнего и Нижнего Египта.
22
Здесь сопоставляются судьбы Йосефа (Иосифа), одного из двенадцати сыновей патриарха Иакова и Моше (Моисея).
23
Специально построенные к празднику шалаши – аллюзия на праздник Суккот, когда евреи строят шалаши (Сукки), в которых живут семь дней. Известен как праздник Кущей.
24
Имеется в виду знаменитая история продажи братьями Йосефа (Иосифа) в Египет, описанная в книге Бытия. Пройдя через череду взлетов и падений, за толкование пророческих снов фараоном поставил его хозяином над Египтом. Искусное управление страной позволило египтянам, а также внешним народам, пережить семь неурожайных лет. Впоследствии по приглашению фараона весь дом Иакова – отца Йосефа – переселился в Египет.
25
Согласно традиции, евреи в Египте оказались в положении рабов лишь после смерти Леви – третьего из двенадцати сыновей патриарха Иакова, последним ушедшего из жизни.
26
Имеются в виду звезды первой величины Вега, Альтаир и Денеб, первыми появляющиеся на небе. Они образуют летний треугольник с (почти) прямым углом в точке Вега.
27
Сын Атона – Эхнатон или Аменхотеп IV (1372 – 1335 гг. до н.э.). Самый знаменитый фараон XVIII династии. Революционировал тысячелетнюю традицию египетского политеизма, объявив себя сыном верховного божества Атона. На время его правления, а также до конца династии, Амон Ра был вытеснен культом Атона. В описываемые времена Рамзеса II из ХIХ династии (XIII в. до н.э.) уже завершилась реставрация культа Амона Ра, а монотеизм Атона был подвергнут люстрации.
28
Иешива – школа изучения Торы
29
Здесь и далее описывается история Йосефа (Иосиф Прекрасный) из книги Бытия. Будучи проданным братьями ишмаэлитским купцам, он попал пленником в Египет, где благодаря своим способностям вознесся до управляющего страной. Реформировав хозяйство, он обеспечил Египет зерном в неурожайные годы.
30
Книга Иов повествует об эксперименте, который Всевышний отдал на откуп Сатану, когда тот уверял, что Иов так богобоязнен, пока он богат, и жизнь его течет как по маслу. Сатан отнял у Иова сначала тучные стада, потом детей, затем жену и наконец, здоровье. Не находя объяснений происходящему, Иов, для которого рухнул мир, воззвал к Богу: "Ответь, в чем я неправ, чем не угодил?" Ответ Бога: "Где ты был?" [когда я творил все это] показывает, что человеку неисповедимы пути управления миром. Тогда Иова излечили от болезни, вернули ему жену, детей и богатство. Мудрецы считают, что Иов был подвергнут этому эксперименту из-за воздержания от ясной позиции по вопросу о евреях на совете у Фараона.
31
Имя Моше означает извлеченный или спасенный из воды (ивр.)
32
Одержимые безумной идеей – намек на историю отмщения Дины. Дина – дочь патриарха Иакова и Леи. Царь Шхема сватал Дину за своего сына, когда сама Дина находилась в Шхеме в заложницах. Иаков дал согласие с условием, что все мужчины Шхема пройдут обряд обрезания. На третий, наиболее болезненный день после обрезания Шимон и Леви во главе отряда братьев вторглись в город, устроив там резню. Иаков был в бешенстве, когда узнал о случившемся, и отказал обоим в главном благословении.
33
Реувен перенес свое ложе – Первенец Иакова Реувен, когда умерла любимая жена отца Рахель, перенес его ложе от Бильги (служанки Рахели) в шатер своей матери Леи. Иакову стало об этом известно, и он посчитал, что Реувен имел с Бильгой интимную связь. Хотя Иаков впоследствии и простил Реувена, тот лишился главного благословения отца.
34
Потомки Леви – левиты. Особое колено Израиля, наиболее ревностно придерживающееся традиции. Левиты обслуживали первый переносной храм в пустыне. В Иерусалимском храме могли служить только левиты. У этого колена не было своего надела в земле Израиля. Моше, Аарон, Мирьам, Корах, Хур принадлежали левитам.
35
Сыновья патриарха Иакова (Израилевы колена), по старшинству у каждой матери.
Сыновья Леи: Реувен, Шимон, Леви, Йегуда, Иссахар, Завулун, дочь Дина
Сыновья Рахели: Йосеф, Бен Йомин (Беньямин)
Сыновья Зильпы (служанка Леи): Гаад, Ашер
Сыновья Бильги (служанка Рахели:) Дан, Нафтали
Йосефу Иаков не мог передать благословения, поскольку тот находился рабом в Египте. Иаков был уверен, что Йосеф мертв (см. история продажи братьями Йосефа).
36
Манипуляции с ивовыми прутьями – намек на историю с разделением овец между Иаковом и его тестем Лаваном, на которого он работал в молодости. Иаков придумал хитроумный способ разделения стада на одноцветных, пятнистых и крапчатых овец посредством применения ивовых прутьев у водопоя. Благодаря этой хитрости стада Иакова приумножались, и он сильно разбогател за семь лет. Каббалистическое значение: эволюция сфирот.
37
Этим поднимем всех – От Йегуды и Тамар происходит дом Давида, царя Машиаха (Мессии). Христианская традиция в евангелиях показывает родословную Иисуса из дома Давида.
38
Элохейну – мой Бог. Обращение к Всевышнему как к своему небесному отцу (ивр.)
39
Во время шабатной или праздничной молитвы евреи показывают мизинцем правой руки на поднятый вверх свиток Торы, подтверждая, что это та самая Тора, которая была вручена сынам Израиля не горе Синай.
40
И станут последние первыми – Ашер младший сын Иакова, не считая сыновей Рахели Йосефа и Беньямина.