Катехизис. Конспект лекций - стр. 11
В настоящее время в Православной Церкви употребляется Символ, который был изложен Отцами I и II Вселенских соборов.
Вселенский Собор – собрание пастырей и учителей Христианской Кафолической Церкви (по возможности со всей вселенной) для утверждения истинного учения и благочиния между христианами.
Вселенских Соборов состоялось семь:
1. Никейский, 325 год, при императоре Константине Великом. В нём участвовало 318 епископов.
2. Константинопольский (I), 381 год, при императоре Феодосии I. Собрал 150 епископов.
3. Ефесский, 431 год, при императоре Феодосии II. Собрал 200 епископов.
4. Халкидонский, 451 год, при императоре Маркиане. Собрал 650 епископов.
5. Константинопольский (II), 553 год, при императоре Юстиниане. Собрал 165 епископов.
6. Константинопольский (III), 680-681 годы, при императоре Константине Погонате. Собрал 170 епископов.
7. Никейский (II), 787 год, при императрице Ирине. Собрал 367 епископов.
Уже во второй половине V века Никео-Цареградский Символ веры распространился повсеместно и вытеснил из богослужебной практики более древние символы.
Основанием к созыву собора для обсуждения важных церковных вопросов служат слова Спасителя: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним… если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф. 18:15-17). В Евангелии от Луки Господь говорит: «Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается; а отвергающийся Меня отвергается Пославшего Меня» (Лк. 10:16).
2. Первый член Символа веры
«Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым»
2.1. О вере в Бога
Слово «верую» относится не только к первому члену Символа веры, но и ко всем последующим. Каждый из 12 членов содержит в себе Божественную тайну, превышающую способности человеческого разума. Только с помощью веры человек может преступить за пределы своей естественной ограниченности в деле познания Бога. Спаситель говорит: «Все возможно верующему», «Имейте веру Божию» (Мк 9:23, 11:23). «Вера – ключ к сокровищнице Божией», – пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский.
Святой апостол Павел дает такое определение веры: «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11:1). Здесь апостол не касается природы или сущности веры, а лишь указывает, куда направлен её взор, то есть на ожидаемое и невидимое.