Катехизис. Конспект лекций - стр. 12
Христианская вера заключает в себе великую силу. Святой апостол Павел так учит о значении веры для христиан: «Да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке, верою вселиться Христу в сердца ваши» (Еф. 3:16,17). Таким образом, через веру мы соединяемся с Самим Христом. А где Христос, там не может быть какого-либо колебания или увлечения «всяким ветром учения» (Еф. 4:14). «Не тот верующий, который верит всему, – учит святитель Иоанн Златоуст, – но кто верует Богу. Где вера, там и сила. А там где нет веры, там немощь». Святитель Николай Сербский прямо называет веру духовной силой, ведущей к Богу.
Вера динамична. По мере исполнения заповедей Божиих она может возрастать в человеке или уменьшаться. Всё зависит от его желания следовать за Христом.
О том, что вера должна быть связана с добрыми делами, свидетельствует Священное Писание и учат Святые Отцы. Спаситель заповедует основывать веру на покаянии: «Покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мк. 1:15). «Вера без дел мертва», – предупреждает апостол Иаков (Иак. 2:20).
Святитель Феофан Затворник так рассуждает по этому поводу: «Дела веру делают совершенною: ибо пока делом не сделано то, чему кто уверовал, до тех пор вера будто не вера. Она видною и крепкою становится только в делах. Дела воздействуют обратно на веру и её укрепляют». Блаженный старец Паисий Афонский говорит, что вера прежде всего должна быть связана со смирением. «Можно иметь веру с килограмм горчицы, – убеждает старец, – но если нет соответствующего вере смирения, то Бог не станет действовать, потому что это не пойдёт человеку на пользу».
Вера имеет различные виды, пишет преподобный Пётр Дамаскин. «Есть «вера от слышания» (Рим. 10:17). Есть же, с другой стороны, вера – «осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11:1), или не колеблющаяся и не испытующая надежда. Первая вера, конечно, составляет принадлежность нашей воли, вторая же принадлежит к дарам Духа».
2.2. Вера и знание
О различии между верой и знанием учат Святые Отцы. «Знания, – говорит преподобный Пётр Дамаскин, – полезны только в преддверии веры. Человек через веру получает истинное познание».
Святитель Феофан Затворник как бы дополняет мысль преподобного Петра: «Рассудочный анализ неприложим в области веры. Он может иметь место только в преддверии её. Вкусив однажды приятной и здоровой пищи, человек знает, что она пригодна, и принимает её в ряд питающих его веществ. Химия ни прежде, ни после не помощница ему в этом убеждении. Убеждения человека основаны на личном опыте, непосредственно. Сама вера вселяет в нём непоколебимое убеждение, что она – вера. В том и разумность веры, чтобы непосредственно знать, что она вера. Рассудок только портит дело, охлаждая веру и ослабляя жизнь по вере».