Размер шрифта
-
+

Катехизис. Конспект лекций - стр. 13

Святитель Николай Сербский следующими словами доказывает преимущество веры перед знанием: «Господь дал человеку неограниченные возможности верить и ограниченные – знать. Христос сказал апостолу Филиппу: «Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне?» (Ин. 14:10). Видишь, Он открывает тайну вере, а не знанию».

2.3. Исповедание веры

Необходимым делом живой спасительной веры в Бога является её исповедание.

Исповедовать веру значит открыто признавать, что мы держимся православной веры, и притом с такой искренностью и твердостью, чтобы ни прельщения, ни угрозы, ни мучения, ни сама смерть не могли заставить нас отречься от веры в Истинного Бога и Господа нашего Иисуса Христа.

Если сказать кратко, то исповедовать веру значит жить так, как хочет Господь наш Иисус Христос.

О необходимости исповедовать веру свидетельствует Священное Писание. «Кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, – говорит Господь, – того постыдится и Сын Человеческий, когда придет в славе Отца Своего со святыми Ангелами» (Мк. 8:36). «Прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии», – призывает святой апостол Павел (1Кор. 6:20). «Сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению», – говорит он же в другом месте (Рим. 10:10).

Исповедуют веру не только те, кто терпит телесные страдания, но и все, кто желает жить по Евангелию. «Кто не может потерпеть чувственную смерть за Христа, – учит преподобный Пётр Дамаскин, – тот должен, по крайней мере, потерпеть её мысленно – произволением, и будет он мученик совестью».

2.4. О Единстве Божием

Слова Символа веры «Верую во единаго Бога» указывают на то, что Бог – Един, и не может быть иного бога, кроме Единого. «Мир един, – учит священномученик Ириней Лионский, – один должен быть и Творец, следовательно, один Бог».

Идолопоклонники имели богов для всякой потребности. «Всё полно богов», – говорил древнегреческий философ Фалес. Язычники считали веру во Единого Бога ущербной и бедной. Верующие же во Единого Бога смотрели на язычников с сожалением, как смотрят на тех, кто, имея много, не имеет ничего. «Многобожие, – учит святитель Афанасий Великий, – то же, что и безбожие, точно так же как многоначалие есть безначалие».

Против языческого многобожия (политеизма) выступает само Священное Писание.

Первая заповедь, которую в Ветхом Завете Господь даёт избранному народу, звучит так: «Я Господь, Бог твой… да не будет у тебя других богов пред лицем Моим» (Исх. 20:2,3).

Новозаветный аргумент в пользу единобожия (монотеизма) звучит из уст Спасителя: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин. 17:3). Святой апостол Павел пишет: «Нет иного Бога, кроме Единого» (1 Кор. 8:4).

Страница 13