Катехизис. Конспект лекций - стр. 10
4. Состав Катехизиса
Из всех добродетелей святой апостол Павел выделяет три: «Ныне же пребывают сии три: вера, надежда, любовь» (1 Кор. 13:13).
Соответственно этому и Катехизис включает в себя три раздела:
1. Учение о вере в Бога и о таинствах, которые Он вершит.
2. Учение о надежде на Бога и о средствах утверждения в ней.
3. Учение о любви к Богу и ко всему, что Он заповедует любить.
В учение о вере Церковь вводит нас посредством Символа веры. Руководство к учению о надежде – молитва Господня и заповеди блаженств. Учение же о любви можно найти в Десяти заповедях Закона Божия.
Часть I. Христианская вера
1. Символ веры и его происхождение
Все необходимые для нашего спасения истины заключены в сокращённом виде в Символе веры.
Символ веры есть в кратких, но точных словах изложенное учение о том, во что верят христиане. Значение слова «символ» (греч. «σύμβολον» – «собрание», «знак») указывает на то, что это вернейший признак того, к какому кто принадлежит вероисповеданию.
Образец самого краткого учения о вере оставил Сам Господь Иисус Христос. Посылая Своих учеников на всемирную проповедь, Он сказал: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28:19). В этих словах Спасителя заключена вся сущность нашей веры. Утверждая Святую Троицу, Господь изобразил этим самый первый и самый простой вид символа.
Верные своему Небесному Наставнику, апостолы развивали и уясняли символ Спасителя во всех символах, какие сами давали поместным Церквам. О том, что уже во времена апостолов существовали Символы веры, свидетельствует Священное Писание. Так, святой апостол Павел пишет: «Держись образца здравого учения, которое ты слышал от меня с верою и любовью во Христе Иисусе» (2 Тим. 1:13). Неизвестно, какой именно образец дал апостол своему ученику Тимофею. Несомненно только то, что подобные образцы или символы всегда имелись в Святой Церкви Христовой.
На протяжении всей истории Церкви существенным признаком христианского Символа была вера в богочеловечество Сына Божия. Например, эту веру исповедал апостол Фома, когда назвал Спасителя Господом и Богом (Ин. 20:28). Священномученик Серафим (Звездинский) называет эти слова апостола «первым голосом веры и верным ее символом».
В первые века христианства каждая поместная Церковь имела свой символ веры. По духу своему все они были сходны между собой и различались лишь по букве. Главным образом эти различия рождались в связи с возникавшими в той или иной поместной Церкви заблуждениями. В символы приходилось вводить соответствующие дополнения, направленные против еретиков.