Как жить не болея. Из практики врача тибетской медицины - стр. 4
Классический канон тибетской медицины – четырехтомный трактат «Чжуд-ши» («Четыре тантры») относят к XII веку. Легендарный врач и ученый Ютог Йондан-гонпо собрал и обобщил в рамках единой системы все известные ему достижения различных медицинских школ и весь накопленный положительный опыт тибетских врачей. Самым авторитетным комментарием к «Чжуд-ши» стало энциклопедическое сочинение «Вайдурья-онбо» («Голубой берилл»), появившееся в XVII веке. Его автор – регент пятого Далай-ламы (1617–1682), крупнейший политический деятель и ученый Дэсрид Санчжяй-Чжамцо. Работа была построена в форме критического анализа различных комментариев. Появление «Вайдурья-онбо» вытеснило из употребления все предшествующие ему комментарии к «Чжуд-ши». Одновременно с подготовкой к изданию «Вайдурья-онбо» Дэсрид Санчжяй-Чжамцо заказал комплект иллюстраций к нему в виде таблиц большого формата, выполненных цветными красками. Из всех известных в научной литературе копий этого произведения, получивших название «Атлас тибетской медицины», самым полным является экземпляр, который хранится в городе Улан-Удэ в Республиканском краеведческом музее им. М. Н. Хангалова. Он состоит из 77 таблиц.
Тибетская медицина впервые появилась в России в XVII веке на территории Бурятии. Большинство тибетских лекарей, распространявших науку врачевания, были буддийскими монахами. Таким образом, многовековая история тибетской медицины самым тесным образом связана с буддийской философией. В монографии Лыгжимы Аюшеевой «Тибетская медицина в России» отмечено, что практически до 30-х годов XX века здоровье коренного населения буддийских регионов России – Бурятии, Калмыкии, Тувы – в значительной мере зависело от медицинской помощи эмчи-лам (монахов-лекарей).
Во второй половине XIX века в России, в Агинском дацане – буддийском монастыре в Забайкалье, большой известностью пользовался бурятский эмчи (бур. лекарь) Цультим Бадмаев, который считался одним из главных гелунгов Агинского дацана. Интересно, что среди предков Цультима Бадмаева был Чингисхан. В 1853 году Ц. Бадмаев был приглашен русскими властями в Читу для подавления вспышки эпидемии тифа. Его успех в лечении тифа скоро стал широко известен. В 1857 году он получает приглашение в Петербург, где лечит различные заболевания тибетскими средствами. Среди его пациентов есть и представители придворной знати. Вскоре по специальному указу Александра II Цультиму Бадмаеву дается разрешение лечить больных в сухопутном военном госпитале под наблюдением русских врачей. Бадмаев принимает православную веру. Из ламы-лекаря он становится крестным сыном царя и получает православное имя Александр Александрович Бадмаев. В архивных документах указывается, что А. А. Бадмаев имел большую практику в Петербурге и даже открыл тибетскую аптеку, просуществовавшую долгое время и после него.