Размер шрифта
-
+

Как жить не болея. Из практики врача тибетской медицины - стр. 5

В 1871 году после окончания Иркутской гимназии в Петербург приезжает и поступает на факультет восточных языков Петербургского университета младший брат Цультима Жамсаран. Во время учебы в Университете он по примеру старшего брата принимает православную веру и становится Петром Александровичем Бадмаевым, крестным сыном наследника престола, будущего императора Александра III. После смерти брата Петр Бадмаев продолжал изучение тибетской медицины под руководством лучших врачей из бурятских буддийских храмов (дацанов). В энциклопедии Брокгауза и Ефрона, вышедшей в 1891 г., в четвертом томе о Бадмаевых сказано: «Бадмаевы – два брата, буряты, Александр Александрович Бадмаев был лектором калмыцкого (монгольского) языка Санкт-Петербургского университета в 60-х годах; Петр Александрович Бадмаев – младший брат и воспитанник предыдущего, родился в 1849 г. Учился в Медико-хирургической академии и получил право врачебной практики. Лечит все болезни какими-то особыми, им самим изготовленными порошками, а также травами; несмотря на насмешки врачей, к Бадмаеву стекается огромное количество больных».

Своим завистникам и недоброжелателям Петр Бадмаев отвечал: «Чем объяснить, что в Петербурге, в центре цивилизации России, где ученые европейские врачи так высоко держат знамя своей науки, тибетская медицина привлекла к себе взоры страждущих и стала центром всеобщего внимания? Почему трудящийся рабочий люд, имея даровое лечение, наполняет приемную врачебной науки Тибета, ежедневно сотнями ожидая очереди по два, по три часа? Почему богатые также ожидают своей очереди, тогда как сидя дома, могли бы пригласить к себе любую знаменитость, – почему?» Все дни были расписаны на неделю вперед, поэтому приходилось работать каждый день. Петр Бадмаев тратил иногда на одного больного много времени, но, как правило, мгновенно ставил диагноз. Он считался крупнейшим диагностом. В клинике Петра Бадмаева люди могли получить помощь и в тех случаях, когда врачи европейской медицины отказывались от лечения в силу специфики или запущенности заболевания.

Перу Петра Бадмаева принадлежит ряд трудов по тибетской медицине, которые были изданы в 1898–1903 годах. Он исследовал и впервые перевел на русский язык два первых тома классического тибетского медицинского трактата «Чжуд-ши», где смог изложить основы врачебной науки Тибета в форме, доступной для западного читателя. Научная и практическая медицинская деятельность П. А. Бадмаева началась при императоре Александре III, получила всеобщую известность при Николае II и закончилась при советской власти после арестов и тюрем. А в конце 30-х годов XX века в результате массовых репрессий и гонений на религиозные конфессии, в том числе на буддизм, тибетская медицина в России фактически прекратила свое существование как институциональное учреждение. Однако ее сохранившаяся популярность среди буддийского населения России, устойчивый интерес ученых и врачей к ее богатому наследию способствовали возрождению этой традиции врачевания и привели к формированию целого направления в науке на стыке медицины и востоковедения.

Страница 5