Размер шрифта
-
+

Как жить не болея. Из практики врача тибетской медицины - стр. 6

1. Три главных понятия в тибетской медицине

Пока в доша нет изменений, они не проявляют себя как причины болезней, но как только равновесие между ними нарушится, они делаются сутью болезней.

Чжуд-Ши, Тантра Объяснений

Трехцветная монада – символ тибетской медицины. Синий цвет обозначает воду и холод – природу Слизи. Красный цвет обозначает страстность – свойство Ветра (иногда эта конституция обозначается белым цветом, символизирующим воздух – ее стихию). Желтый цвет – жар и цвет Желчи. В тибетской медицине человек всегда рассматривается как целостная единая система, основу жизнедеятельности которой составляют три физиологических начала, или конституции (доша) – Слизь (лимфатическая и эндокринная системы), Ветер (нервная система) и Желчь (пищеварительная и сердечно-сосудистая системы). Состояние этих трех конституций в организме, гармоничное или возмущенное, определяет здоровье или нездоровье человека как физическое, так и душевное.

Все три доши (конституции, физиологические системы) присутствуют у каждого человека, однако одна или две из них, как правило, доминируют. В зависимости от преобладания той или иной конституции, в тибетской медицине люди различаются по типу – человек Ветра, человек Желчи, человек Слизи. На Востоке с этими понятиями встречаются с самого рождения: соседский худенький, юркий мальчишка – типичный «ветерок», его полная, статная мама, конечно, «слизь», ворчливый и упрямый сосед относится к типу «желчь». Помимо этих трех, существуют также смешанные типы конституций: Желчь-Слизь, Желчь-Ветер, Ветер-Слизь…

Каждый тип отличают характерные физические признаки, психологические свойства, предрасположенность к тем или иным заболеваниям. Конституциональный тип человека наследуется генетически, но подвержен изменению в зависимости от возраста, образа жизни, характера питания, а также от влияния погодных, природных явлений, иными словами, от среды обитания человека. Определенные периоды жизни, сезоны года (например, осень – период активности Желчи), прием пищи (острой, жареной, злоупотребление кислыми продуктами) могут вызвать временное возмущение Желчи даже у людей с доминирующими конституциями Ветер и Слизь. Существует также зависимость доминирования конституции от возраста. «Старость – возраст Ветра, зрелость – Желчи, а детство – Слизи, так распределяются доша по возрастам» («Чжуд-Ши», Тантра Основ). Это значит, что люди, к какой бы конституции они ни относились, в детстве все предрасположены к расстройству системы Слизи, в зрелости – к расстройству Желчи, а в старости – к расстройству Ветра.

Страница 6