Как развивать креативность у детей. Методическое пособие для учителя начальных классов - стр. 22
При оценке учитывается разнообразие сюжетов и соответствие теме.
Модуль 2. Загадки
Проблема: дети не умеют сочинять загадки.
Цель: учить учащихся сочинять загадки.
Новизна: использование алгоритма (опорных схем) для сочинения загадки.
Содержание
В основу работы положена авторская методика сочинения загадок А.А. Нестеренко (Россия).
Алгоритм сочинения загадки предполагает следующую последовательность действий:
1) выбрать объект, про который будет придумываться загадка;
2) описать несколько характерных признаков данного объекта;
3) исключить объекты, обладающие такими же признаками;
4) отредактировать полученную загадку (можно сделать её ритмичной или рифмованной).
Во время работы на 2–3-м этапе используются опорные схемы-таблицы, вначале заполняется левая часть таблицы, затем – правая, после чего добавляются слова-связки.
В зависимости от используемых вопросов возможны следующие основные опорные схемы для сочинения загадок:
ассоциативные загадки (загадки по «похожести»):
Рекомендуемая литература
Гин, С.И. Мир загадок: программа и методические рекомендации по внеурочной деятельности: пособие для учителя / С.И. Гин. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
Нестеренко, А.А. Страна загадок: методика использования загадок для преподавания элементов ТРИЗ в начальной школе / А.А. Нестеренко // Журнал ТРИЗ. Педагогика. – 1992. – № 3–4. – С. 36–48.
Электронный ресурс: http://www.trizminsk.org/e/23105.htm
Нестеренко, А.А. Страна загадок / А.А. Нестеренко. – Ростов н/Д: Изд-во Ростовского ун-та, 1993.
Электронный ресурс: http://jlproj.org/this_bibl/riddles_polina_ pict_ru.pdf
Литературный материал для занятий
Занятие 2.1. Теремок (русская народная сказка)
Занятие 2.2. Репка (русская народная сказка)
Занятие 2.3. Снегурочка (русская народная сказка)
Андерсен Х.-К. Снежная королева
Занятие 2.1
Сочинение ассоциативных загадок
Оборудование: рисунок с изображением теремка, рисунок или карточки с изображениями различных предметов, опорные схемы для сочинения загадки.
1. Игра «Да-нетка»
Правила игры: учитель загадывает объект, учащимся его нужно отгадать при помощи вопросов, на которые можно было дать только односложный ответ «да» или «нет».
Во время игры учитель может комментировать вопросы («Этот вопрос очень удачный», «Подумай, может, мы уже это знаем?», «Разве на этот вопрос можно ответить «да» или «нет»? – Спроси иначе» и др.), показывать противоречивость фактов («Мы уже знаем, что загадано растение, а ты спрашиваешь: «Оно железное?» Разве бывают железные растения?»), делать паузу для обобщения («Давайте перечислим, что мы уже знаем об этом объекте»).