Размер шрифта
-
+

Как обрести вдохновение и использовать его ресурсы: современные возможности - стр. 13

Позитивные переживания людей на диаграмме могут иметь как характер сосредоточенности, ясности целей, полного контроля над ситуацией, так и переживания умиротворенности, ощущений единства с миром, любви и восприятия красоты. Все эти переживания, несмотря на разницу между ними, принадлежат области «эмоционального рая».

Если посмотреть на верх-низ диаграммы, ее вертикальную ось, то внизу мы увидим переживания, которые можно охарактеризовать как созерцание, покой (чувство внутреннего спокойствия, умиротворенности). Вверху мы встретим переживания с общим смыслом «активное действие, сосредоточенность на цели». Согласно нашей диаграмме, это полярные по отношению друг к другу переживания.

Обратите внимание, что переживания «ощущение легкости, парения», «чувство полного вовлечения, растворения в том, что Вы делаете», находятся в середине области нашего «эмоционального рая», обозначая ключевую позицию как точку интеграции, синтеза противоположностей полюсов «созерцание» и «действие». Не случайно именно эти характеристики выделил М. Чиксентмихайи как наиболее точно отражающие суть потоковых состояний. На эти два переживания следует обратить особое внимание как центр всей области позитивных переживаний, что может быть использовано в качестве формирования настроек и бессознательных установок при обучении продуктивным состояниям, актуализации опыта вдохновения. В следующих разделах мы рассмотрим эти возможности подробно.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что пиковые переживания и потоковые состояния относятся к одному связанному комплексу переживаний – состояниям «рая» пика и потока (этот результат подтверждают и результаты факторного анализа). При этом потоковые состояния, изученные Чиксентмихайи (сосредоточенность, ясность целей, вовлеченность в процесс) находятся больше в верхней части этого комплекса. Пиковые переживания – ниже, больше в области «покоя и созерцания». Соединяют эти области, находясь точно в центре, переживания легкости, парения, растворения в деле, являясь, таким образом, наиболее точными и информативным показателями этого комплекса, соотносящегося с пиковыми переживаниями и потоковыми состояниями.

Для иллюстрации того, насколько важно точно определить смысл желаемого состояния, подобрать к нему ключевое слово, я расскажу один случай из истории культуры и гипноза. Тогда в 1900 году, может быть, впервые произошло пересечение областей искусства, вдохновения и интуитивной прозорливости подобранных гипнотических установок. Это – история создания гениального Второго концерта Рахманинова, музыки, написанной после двух лет заточения в тисках депрессии и являющейся символом вновь обретенных крыльев творческого вдохновения.

Страница 13