Размер шрифта
-
+

Как обрести вдохновение и использовать его ресурсы: современные возможности - стр. 15

3. Переживания легкости – равновесие между крайностями целеустремленности и целостности

Давайте снова обратим внимание на полученную диаграмму и отметим для себя, что центр выделенного нами комплекса пиковых переживаний и потоковых состояний (область легкости и «растворения» в деле) лежит посередине между двумя крайностями цели и покоя или, по-другому, действия и созерцания.

В революционной для начала двадцатого века работе «Психологические типы» Карл Юнг постулировал компенсирующую, уравновешивающую функцию бессознательного. Описание работы этой функции было обнаружено им практически во всех культурах, что со временем привело к созданию концепции индивидуации и архетипической природы Самости. «Существование двух противоположных тенденций, стремящихся в разные стороны, способных вовлечь человека в крайние установки, втянуть его в мир, – будь то в его духовную или материальную сторону, и тем вызвать в нем разлад с самим собою, требует существования противовеса, каковым и является иррациональная величина Дао, – отмечал Юнг. – Поэтому правоверный опасливо стремится жить в соответствии с Дао, чтобы не впасть в напряженность противоположения. Так как Дао есть иррациональная величина, то его нельзя намеренно создавать, на что постоянно указывает Лао-Цзы. Именно этому обстоятельству обязано своим значением другое, специфически китайское понятие – Увей. Оно обозначает "бездействие", которое не следует путать с ничего не деланием. "Бездействие" подразумевает именно – "ни действовать, ни не действовать"» [54, с. 270].

Легко сопоставить данный текст с концепцией творческого предстояния Фрица Перлза (создатель гештальт-терапии) как основы продуктивного действия. Суть творческого предстояния заключается в обретении способности найти равновесие между противоположными импульсами, не отдавая предпочтения ни одному из них.

В недавно созданной технологии генеративного транса Стивом Гиллигеном также присутствует как ключевой элемент центрирование тела: нахождение равновесия между правым и левым, верхом и низом, что позволяет органично войти в потоковое состояние. Список авторов, отмечающих важность этого равновесия, если его перечислить, получится достаточно длинным: Дейкман (объектное Я и наблюдающее Я), Бейтсон (первичные и вторичные процессы), Сперри (правое и левое полушарие) и многие другие авторы.

Важно отметить, что результатом этого синтеза не является серая, какая-то пустая и механическая сборка деталей «конструктора Инь-Ян» или лишенная красок палитра заторможенной психики, а чудесная реальность пиковых переживаний, потоковых состояний, наполненная сочными, струящимися мелодиями жизни, эстетики, мира глубины и высоты.

Страница 15