Изучение истории Китая в Российской империи. Монография - стр. 45
Тем не менее в университетском историческом образовании история Древнего Китая временами подала в учебные курсы, а средневековый Китай всегда выпадал из всеобщей истории. Такая ситуация была обусловлена пережитками средневековой европейской методологии, признававшей процесс развития лишь за народами, принимавшими христианство. Согласно христианской доктрине, Христос дал начало новому этапу развития человечества, а для народов, не принявших Христа или с ним не знакомых, развитие остановилось в древности, эти народы «оказались вне истории». Таким образом, в общий курс университетской исторической науки и образования история Китая не попала, за исключением, в отдельных случаях, древности, времен до Рождества Христова. И поэтому изучение история Китая в университетах если и велось, то только в рамках востоковедного, в основе своего филологического образования.
Преподавание восточных языков было включено в программу российских университетов первым общим уставом 1804 г. Правда, тогда речи о языках Восточной Азии еще не шло. Лишь в 1811 г. Харьковский университет предложил учредить должность адъюнкта «татаро-маньчжурского языка» для того, чтобы ввести изучение китайских текстов в маньчжурских переводах. Однако первым городом, где удалось открыть университетскую кафедру восточных языков, была Казань.
У истоков системы высшего востоковедного образования, в том числе и китаеведческого, были ректор Казанского университета Н. И. Лобачевский>262 и попечитель Казанского учебного округа М. Н. Мусин-Пушкин>263. Кафедра восточных языков была учреждена уже первым Уставом университета, а открыта в 1807 г. Показательно: первой книгой, изданной в университетской типографии, была «Азбука и грамматика татарского языка с правилами арабского чтения», и произошло это еще в 1809 г. В 1828 г. на базе кафедры восточных языков были организованы специальные кафедры – турецко-татарской словесности и арабо-персидской словесности. А 25 июля 1833 г. в Казанском университете была учреждена первая в России и Европе кафедра монгольского языка, ставшая основой будущего университетского китаеведения. Показательно: и первые русские китаеведы, жившие за сто с лишним лет до этого, тоже были воспитанниками школы монгольского языка. В XIX в. университетское востоковедение в России еще в большей мере, чем академическая наука, было связано с практическими задачами христианской миссионерской деятельности среди восточных народов Российской империи. Этим объясняется и выбор Казани в качестве научно-образовательного центра, и первый набор востоковедных кафедр в университете.