История Римского Государства: Политика Религия Война - стр. 31
Переход от монстров к богам сопровождался периодом оборотничества, когда человек одновременно составляет часть природного и, в тоже время не природного царства. Характерны истории про превращение человека в зверя, цветок или какую-угодно другую пассивную часть мира. Например, у Овидия передаётся рассказ, про самого первого оборотня-царя Ликаона, который превратился в волка в наказание за то, что пытался обмануть богов подав им на обед человеческое мясо. У того же Овидия мы находим рассказ про героя Нарцисса, который был так прекрасен, что отверг любовь нимфы Эхо, которая прокляла его и завещала, чтобы он полюбил сам себя. Так и случилось. Увидев однажды себя в отражении, Нарцисс не может расстаться со своим отражением и умирает. Его прекрасный труп находят нимфы Наяды и превращают в прекрасный цветок. Примечательно, что в периоде оборотничества наблюдается нелюбовь древних к хтоническому периоду. Новая человеческая мораль отвергает прошлые представления и всячески их демонизирует. Большая часть метаморфоз связанных с переходом от человека в животное связана как правило с наказанием или проклятием. Тут важно не перепутать, когда в животное превращается человек, а когда бог. Зевс, который превращается в быка для похищения Европы использует свою способность и делает это потому, что он бог, человек же испытывает внешнее влияние, отчего и страдает. Оборотень – это не тот, кто обладает способностью превращаться, а тот, кто вынужден превратится.
Следующим этапом отделения человека от сил природы является-фетишизм. Фетиш – это неодушевлённая вещь, наделённая сверхъестественными признаками. Фетишом может считаться всё что угодно: зуб убитого зверя, дубинка, которой забили преступника, оружие или одежда. Важность этого этапа заключается в том, что человек уже практически полностью освободился от окружающей среды. Предыдущие хтонические представления существуют уже не в фактическом, но в культурном смысле, как пройденный этап. Человек начинает в них верить, а не наблюдать. Фетиш же является неотъемлемой частью человеческого существа. Его надевают, берегут, носят с собой и используют, как правило, исключительно в религиозных целях (здесь слово религия уже уместно). Человек воспринимает неодушевлённый предмет как своё «я», вносит в него значение своей жизни.
Завершающим этапом человеческого мифа и окончательным сломом между человеком и природой является переход к анимизму. Анимизм происходит от латинского слова anima-душа и обозначает веру в дух, душу, демона у каждой вещи. Причиной появления анимистических представлений является переход от работы с готовой вещью к созданию этих самых вещей, то есть с появлением ремесла. Человек начинает понимать как устроен мир вокруг него. Дерево уже не кажется просто огромным нечто, а тем, что можно срубить и сделать из его материала дом, шалаш, статую. Закончен процесс овладения человеком природы и начинает процесс новой истории, истории человечества, но по культурной инерции старые представления никуда не уходят, но переходят из состояния реального в состояние веры. Дерево перестаёт быть богом самими по себе, но сохраняется таковым в форме духа, то есть человек отделяется душу дерева от дерева и возносит таковую в культ. С этого появляется представления о душе, как об окончательном этапе развития мифа и начинания культа.