История Римского Государства: Политика Религия Война - стр. 30
Уже в наше время многие путают, что такое миф и мифология. Миф – это состояние общества, при котором человек фактически вышел из своего естественного состояния, но культурно ещё пребывает в нём, а мифология – это культурно выраженный мир человека мифической эпохи. Само слово мифология происходит от μύθος-то есть, миф, слово и λόγος-логос, знание, то есть знание о мифическом мире. Мы уже разбирали в чём разница между сказкой и легендой, тут важно будет уточнить, в чём разница между легендой и мифом. Если легенда является фактическим пересказом реальности, то миф – это непосредственная реальность во всей своей прямоте. В отличии от легенды для передачи мифа не нужны слова (как бы это парадоксально не звучало) или какая-то особая форма изложения, миф является состоянием общества, а не его культурной надстройкой.
К сожалению, мы не можем залезть в голову человека первобытной эпохи, чтобы более подробно изучить миф, поэтому единственным источником, который поможет нам охватить столь сложный и, без сомнения глубокий материал является мифология.
§2 Развития различных форм мифа
Выше мы определили миф, как фактическое отделение человека от естественной среды обитания, но его культурное пребывание в условиях природы. Это определение следует рассмотреть более подробно. Каждому фактическому человеческому состоянию соответствует культурная надстройка, которая является сигматическим отражением объективной реальности. То есть человек пребывающей в определённых реальных условиях имеет представления только исходя из этих условий. Однако, когда эти самые условия меняются представления остаются и сосуществуют вместе с новыми фактическими условиями и эти новые фактические условия рассматриваются уже через призму старой культурной надстройки, пока не создадут свою. Это явление называется культурной инерцией. В разных условиях она проходит с разной интенсивностью. Для античной эпохи, в которой технический прогресс не имел тех темпов развития по сравнению с сегодняшним, она проистекала крайне медленно, а то и вообще застывала надолго. Относительно мифических представлений это работает точно также. Когда человек был дик как животное и не умел отличить себя от окружающей среды, то есть был абсолютно пассивен как и силы природы его дикарские представления выраженные в определённой безмолвной, исключительно чувственной, но не осмысленной форме создали определённую вселенную связанную исключительно с эстетической, то есть чувственной реальностью. Запах, вид, вкус, всё это обобщается до одного. Когда человек стал существом осмысленным и попытался дать обозначение своим диким представлениям он создал чудовищ. Тех самых чудовищ, которых мы находим в древнегреческой и древнеримской мифологии-драконы, сирены, циклопы и прочее. Такой период мифа называется-хтоническим, то есть «порождённым землёй».