История Римского Государства: Политика Религия Война - стр. 33
После ухода Урана последовало второе поколение богов, среди которых были известные всем олимпийцы. Не лишним будет добавить, что слово Олимп не всегда обозначало конкретную гору в Греции. Этим словом греки обозначали вообще все горы, которые доходили до неба и где, по их мнению, обитали боги. Олимп – это абстрактное понятие, а не конкретное место. Боги олимпийцы – это дети Титана Кроноса и богини Реи, которые в отличии от детей Геи и Урана были более идеальны в представлении древних. Титаны имеют двоякую природу неба и земли, где земля является отражением материи, то есть низшего содержания, в то время как отец-небо, представляет собой природу возвышенного, идеального. Олимпийцы же, являясь вторым поколением имеют гораздо меньшее отношение к хтонической природе, то есть они более совершены. Во время своего восстания, о котором будет говорено позже, их бабушка-Гея-Земля возмутиться и поднимется против них, что говорит о конфликте сил земли-старины и сил божества.
После победы над отцом и появления своих собственных детей Кронос для того, чтобы не повторить судьбу отца решится начать уничтожение своих детей. Но если Уран прятал их в земле, то Кронос решится на более радикальные меры. Она начнёт пожирать своих собственных детей. Им были пожраны почти все, кроме одного. Его Рея спрятала далеко на острове Крит, а Кроносу скормила камень в пелёнках. Когда выживший ребёнок возмужал он бросил вызов своему отцу и заставил его вырыгнуть всех пожранных им детей. Это дитё звали Зевс. После своей победы он заточил своего отца в Тартар и стал во главе пантеона богов. Возмущённая мать Кроноса-Гея подняла мятеж против богов-олимпийцев. Порождения Геи начал кидать на Олимп огромные каменные глыбы, чтобы уничтожить детей Кроноса. В ответ Зевс заключил договор с киклопами, и они соорудили ему молнии-оружие, которым были побеждены Титаны. С тех пор Олимп принадлежит богам.
Стоит ли говорить, что теогония – это не просто выдумка, какого-то грека-поэта, а самая настоящая история человечества, изображённая в художественной форме. Из истории богов мы узнаём, как человек мыслил, какие отношения господствовали и, что самое главное, как проходит процесс смены одного мышления другим. Разобранная выше история является полным пересказом работы знаменитого греческого поэта Гесиода. Возможно, кому-то покажется странным, что мы разбираем греческий труд о происхождении богов в исследовании посвящённому римской истории, однако никакого противоречия в этом нет. Греки, как и римляне, являются членами индоевропейской семьи, которая, судя по всему, имела очень схожие представления о богах, но по степени разделения на различные ветви происходил процесс схожий с процессом разделения единого индоевропейского языка на различные ветви. Форма, в которой изображалась единая некогда вера начала разниться. Римляне, как и греки сохранили культ поклонения огня, молнии, рекам, но этот культ приобрел италико-этрусскую форму. Как уже выше было говорено Рим долгое время находился в культурной сфере этрусского государства и заимствовал очень много из него. Пожалуй, пример Рима очень наглядно демонстрирует разницу между формой и содержанием. Этрусски, судя по всему, индоевропейцами не были, в связи с чем их культ никак не мог быть навязан римлянам, так как в корне отличался с их представлениями, историей, да и просто взглядом на мир. Но форма, то есть способ изображения действительности был перенят очень даже. Чего только стоит одна Капитолийская волчица, которая была выполнена очень в этрусском духе, но передавала, вполне италийский миф.