История Римского Государства: Политика Религия Война - стр. 26
На территории Лация была похожая ситуация. Тит Ливий в своей известной работе «История Рима» обозначает, что патрициями, то есть господствующим сословием в римском обществе правильно называть тех, кто может называть своего отца. Здесь необходимо надо обратиться к предыдущей теме, которую мы разбирали. Скорее всего в эпоху бронзового века, италийские пастухи вторглись на территорию Лация и захватили жившее здесь ранее население сведя его до уровня своих крепостных, то есть провели достигли стадия «коллективного рабства». Население это они пренебрежительно называли plebеs. Как и у илотов у них была своя доля свободы. Они имели право проповедовать культ своих богов, иметь свою земли и растить своих детей, но часть своего продукта они должны были отдавать патрициям. Также в обязанности плебеев вошло участие в завоевательных походах, но на правах легкой пехоты. Они не имели доступа к высшей военной власти, не имели права командовать и вести независимую от патрициев политику. В армии они назывались велиты, от латинского velox-быстрый, потому что из-за лёгкого снаряжения они могли быстро передвигаться. Их задачей было застреливать врага лёгкими дротиками с расстояния. Важного значения в битвах они не принимали.
Скорее всего у захваченного населения существовали ещё очень сильные матриархальные установки. Прослеживается это не только в захоронениях, где мужчину-земледельца и женщину хоронили одинаково, но и в культе Цереры, которая считалась богиней, которая покровительствует исключительно плебеям. В норме римского права также сохранился закон, по которому если свободная женщина родит от раба, то ребёнок обязательно переходит в род матери.
§5 Определение армии
Армии, в ту эпоху о которой мы говорим, ещё не было. Такое определение вооруженных людей, подчиняющихся генеральному штабу, появится значительно позже, уже в городскую эпоху. Определить какие-то зарождающееся армейские тенденции в эру первобытного человека практически невозможно. К оружию имел доступ каждый человек кто его себе сделает, социального разделения на высший класс и низший ещё не существовало, табу на оружие не было, также как и разделение на имеющих право носить оружие и не имеющих. Такое разделение появится значительно позже с приходом государства.
Самым первым и важным открытием, которое совершает человек в первобытную эпоху – это отделение себя от сил природы. Фактически это означает получение сознания. Человек позиционирует себя, как нечто живущее обособленно от остального живого хаоса. Более того он начинает бояться того времени, когда был частью этого самого хаоса. В греческой и римской мифологии есть чёткое состояние, когда человек возвращается в ту эпоху неопределённости всего и вся-безумие. Человек безумный считался человеком деградировавшим, перешедшим из состояния порядка, с которым ассоциируется человек и всё что человек создал с бесконечными силами природы. Окружающий мир мыслился бесконечным, живым, а самое главное не несущим недвижимым. Человеческое общество в таком мире представляет оппозицию хаосу, не зря древние римляне называли черту города-померием, то есть священной границей отделяющей остальной мир, от города.