Размер шрифта
-
+

История Римского Государства: Политика Религия Война - стр. 25

Коллективная форма рабства присутствовала в той или иной степени практически у всех народов. В Греции она в более наглядной форме сохранилась в Великой Спарте. Некогда племена дорийцев вторглись на территорию Пелапонесса, где в то время проживали племена илотов-автохтонное население. Дорийцы подчинили их себе и заставляли постоянно платить им дань. Жизнь илотов зависела от политики спартиатов, которые самым худшим образом относились к своим рабам. Известен обычай криптий, когда юные спартиаты, вооружаясь маленькими мечами убивали самых сильных из илотов. При этом называть илотов рабами в том смысле, что они были в безвольном положении также неверно. У них была своя земля, которой они имели полное право пользоваться так как они пожелают. То, что делало их рабами – это отношение к спартиатам, которым они должны были платить постоянную дань. Некоторая форма коллективного рабовладения была и в нашей стране. Когда князь Игорь ехал к древлянам собирать дань, он делал это по тому же праву, что и спартанцы по отношению к илотам. Такая же форма рабовладения известна и в Китае, и в Индии, и во всей Европе. В Италии она также существовала.

Самые первые зачатки рабовладения появились на Юге Италии в рамках культуры Кастеллучо, здесь оно было активно сопряжено с развитием скотоводства. Исследователи обнаружили здесь монументальные сооружения из камня, которые скорее всего были созданы с использованием рабского труда. Здесь же начинает активно формироваться городская жизнь, которая в процессе создаст благоприятные условия для развития рабства в общечеловеческом масштабе, то есть в самой своей гнусной форме.

Вторым очагом развития рабства на территории Италии является её север, в точнее территория, на которой распространилась культура Вилланова. Здесь исследователи до сих пор находят разницу между захоронениями этрусков-отцов и подчинённых им народов. Захоронения этруссков отличаются пышностью, изыском. Рядом с умершим обязательно будет оружие, изображение его смерти. Захоронения же рабов – это братские могилы. Как правило мужчин хоронили также как и женщин без разбора. Проводится чёткое различие между мужчиной-воином, который получает все атрибуты, которые полагаются мужчине и мужчины-земледельца, который приравнивается к женщине.

Развитие города только усугубило разницу между господином и рабом. Если раньше человек сохранялся как человек и просто входил в общество на определённых отношениях, то город, как место, где человеческие отношения строятся не на родовом, а на территориальном единстве уничтожает человека-вне-общества и превращает его в ничто. Знакомство этруссков с греками привело к тому, что тусски начали проводить грабительские рейды в дикие племена с целью захвата автохтонного населения и продажи его грекам в рабство. Вполне возможно, что этрусская городская культура к тому времени ещё не была так сильно развита, чтобы у них был интерес иметь своих рабов, поэтому они ограничивались исключительно продажей дикарей. Примечательно, что мы едва ли где найдём образ этрусска-торговца, зато практически везде наблюдаем торговца грека или пунна, что наталкивает нас на мысль, что этрусски не имели доступа к внешнему рынку. Однако торговля с Грецией привела к тому, что этрусски очень быстро вошли в клуб «цивилизованных» государств и как подобает цивилизации начали проводят колониальную политику с целью захвата большего числа рабов. Вполне возможно преследуя проэллинские цели, они вторглись на территорию кампании, где попытались провести захват самнитов. Там они основали город Кумы. К сожалению для туссков экспансия оказалась неудачной и город был захвачен. С тех пор в Средней Италии существовал город этрусской ориентации, с греческой культурой и смешанным населением туссков и самнитов.

Страница 25