История Римского Государства: Политика Религия Война - стр. 24
В Риме проституция всячески порицалась и входила в состояние низших. Проституток, как и актеров, как и торгашей называли эрариям, то есть отбросами общества. При этом, забавное противоречие, за проститутками закрепилась религиозная миссия каждое первое апреля они омывали памятник Венере-богине любви. Как возможно, чтобы в цивильном обществе, где есть чёткий, новый, благородный образ женщины-матери, который поддерживается на религиозном уровне, существовал такой же религиозный допуск до святынь и представителей вредителей общества.
Из ближайших соседей Рима, где ещё более чётко сохранился матриархат, но в культурном контексте надо выделить знаменитых Этруссков. Древние греки, как и римляне отмечали развязность этрусских женщин, которые могли сидеть за одним столом с мужчинами, вести диалог на равных и даже имели возможность высмеивать своих мужей. Для греков, женщины которых не могли выйти из дома без сопровождения мужчины это казалось дикостью. В тоже время мы находим, что в религии Этруссков существовало 12 богов-советников, которые сообща вели дела всей божественной общины, 6 из которых были женщинами. 3 великих бога-Тиния, Уна, Минерва- Уна и Минерва-женщины. Если мы соглашаемся с тем, что мифология и космогония древних во многом является также отражением реальных человеческих отношений, то мы вынуждены констатировать тот факт, что у этруссков существовал период, когда женщины имели не только возможность вести себя распутно, но даже вступать в реальное управление общиной. Однако говоря об городской эпохе туссков мы должны отметить, что скорее всего там уже был утвердившийся патриархат. Храм богини любви Туран, несмотря на богатое украшение и явное почитание стоял вне городской черты, то есть не в центре внимания общества, а значит не представлял интереса для города.
§4 Рабовладение
Италийская рабовладельческая форма интересна не только тем, что в отличии от греческой первоначально она имела исключительно товарный характер, но также и тем, что рабовладельческие отношения, как самые явные и прогрессивные для того времени собственнические отношения оставили огромный опечаток на всю систему римского права, которое работает до сих пор.
Выше мы уже определили, что делает возможным возникновение рабства. Племена пастухов, которые обрели окончательную независимость от оков природы стали себе эту природу подчинять. Под понятие «природа» понимаются также и общества на низшей ступени развития. Таким образом мы имеем дело с самой первобытной формой рабства, которую не все исследователи рабством называют. Упрощённо её следует называть «коллективное рабовладение», когда одно общество, подчиняет себе другое общество, а не отдельных её членов. Тут важно условиться о том, что правильно называть «рабом». Мы уже определили, что в условиях первобытного общества первостепенную значимость играет отношение человека к своей общине. Для индивида этой эпохи всё человечество – это его небольшая семья в которой он живёт и которой вынужден подчиняться, всё что к этой семье не относится является чужим, животным, хаотичным. Соответственно человек вне общества, человеком не считается. Это животное, которое можно и нужно подчинить себе. Как животное он не обладает никаким имуществом, никакими правами и уж тем более какой-либо свободой. Священной миссией человека является подчинением себе животное, соответственно раб – это человек вне общества, вне семьи. В рамках римского права раб не мог завести себе семью. Союз раба и рабыни называли конкубинат, то есть совместное проживание. Их жизнь, их честь и их дети становились собственностью их хозяина. Но такая радикальная форма рабства возникла разительно позже в городскую эпоху. До этого имеет смысл изучить другую стадию рабства-коллективную.