Размер шрифта
-
+

История Римского Государства: Политика Религия Война - стр. 16

Двоецарствие продержалось недолго. Очень скоро родственники Тация нанесли оскорбление общине лаврентийцев, Таций, который заступился за семью перенёс гнев на себя. Во время богослужений в Лавинии он был убит. Это было на руку Ромулу, который воспользовался смертью Тация и заключил мир с лаврентйцами.

Ромул процарствовал 37 лет. Во время осмотра войск у Козьего болота на небе неожиданно поднялась страшная буря и небесное облако окутало царя. Ромул пропал из виду, а после исчез. Прокул Юлий-путник, блуждающий в окрестностях-заявил, что видел Ромула, который вознесся на небо с именем Квирина и стал богом.

Примечательно, что история Ромула и Рема – это самая вульгарная склейка из самых разных легендарных историй. Сюжет с рождением и выбросом в реку читатель может знать из библейского сюжета про Моисея, персидского царя Кира, Афинского героя Эдипа, Аккадского царя Саргона Великого и пр. Последующее развитие событий с усыновлением пастухом и возвращения царской власти такой же банальный нарратив. Так чем же может быть интересна эта история? Какую ценность она имеет?

Разобранные выше легенды о Геракле, Эвандре и Энее являлись давно забытыми историями, сочинённые италийцами в старую, дописьменную, архаичную эпоху, когда никакой письменности не было и легенда передавалась в устной традиции. Истории настолько старые, что имена первых героев очень скоро забылись и были заменены греками их героями. История же Ромула и Рема – это настоящая, италийская легенда, которая при этом не омрачена грецизмами и носит национально-мировой характер. Античные писатели передают самые разнообразные вариации этого сюжета. По одному из них, например, Ромул является сыном Энея, который сразу после смерти отца основал город Рим. Скорее всего этот сюжет был распространён в сельской местности, где людям было не до усложнения давно известной истории. Городские же жители в самых разных регионах имели свой сюжет. Где-то Рея изнасилована царём Амулием, где-то царь сам позвал её, чтобы она совокупилась с членом Марса, неожиданно появившимся из огня.

Такое большое разнообразие одной легенды заставляет некоторых исследователей полагать, что легенда об Ромуле и Реме носило напротив антиримский характер. В аргументацию этой позиции приводят мнение, что волчица, вскормившая Ромула и Рема, является «публичной женщиной», т.к. с латыни слово lupi-означает ещё и проститутку. Справедливости ради надо отметить, что даже Плутарх обращает внимание, что некоторым людям хочется выставить Ромула глупцом, значит это мнение имеет место быть, но едва ли оно справедливо в культурном контексте. Скорее всего такая позиция существовала в эпоху поздней республики, когда Рим покорил всю Италию и Грецию. Обиженные греки и италийские племена стали смеяться над римскими героями и придумывать самые нелепые вариации этой истории, это ещё более очевидно, если учесть, что чисто италийским животным Италии издревле был бык, а Рима-волчица. Однако в это едва можно поверить при серьёзном анализе истории. Легенда о Ромуле и Реме очень стара. Вполне возможно, что первоначальная версия и вовсе принадлежит этрускам и в ней не было Рема. Знаменитая капитолийская волчица была изготовлена в Этрурии в 7-ом веке до нашей эры и перевезена в Рим, где стояла на Форуме. Это говорит, что римляне гордились своей национальной легендой и никак не стыдились своего происхождения.

Страница 16