Размер шрифта
-
+

История политических учений - стр. 53

Согласно исламскому вероучению, лишь Аллах является высшим обладателем власти: «Аллаху принадлежит власть над небесами и землей, и Аллах над всем сущим властен» (сура 3, аят 189) [Коран, 1995, с. 62]. В Коране присутствует понятие халифа – наместника Аллаха на земле. Встречаются и другие определения, связанные с властью: амиры – приказывающие, т. е. обладающие властью; имамы – предстоятели на молитве и руководители общины; малики – владельцы имущества, собственники; султаны – обладающие властью на определенной территории и т. д. В главном первоисточнике отсутствуют такие понятия, как давлят (государство) или джумхурият (республика). В религиозно-политических концепциях они закрепились значительно позднее. В этом отношении четкой политико-правовой концепции в главном священном тексте ислама не прослеживается. Однако коранический тезис о необходимости властного подчинения присутствует: «О вы, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и носителям власти среди вас» (сура 4, аят 59) [Коран, 1995, с. 81].

Особое значение в священном писании приобретает исламская умма – понятие, которое обозначает всю совокупность мусульман в виде единой религиозной общности. Важную роль играют принципы мусульманского братства. Все мусульмане – братья, подобный тезис в исламских вероучительных текстах повторяется многократно. В этом отношении исламская социально-политическая доктрина носит наднациональный характер. Мусульманин живет в общине – джамаате. Это ячейка мусульманской уммы, и значение здесь имеет не этническое происхождение его членов, а единство веры и религии. В исламских первоисточниках прослеживается достаточно терпимое отношение к христианству и иудаизму. Согласно Корану эти конфессии относятся к ахль аль-китаб – обладателям писания – и так же, как ислам, исповедуют единобожие.

После смерти пророка Мухаммеда мусульманскую общину возглавляют его ближайшие сподвижники. Это начало активного расширения влияния ислама. Первоначальный этап развития исламского государства включает в себя период первых четырех халифов: Абу Бакра (632–634 гг.), Умара (634–644 гг.), Усмана (644–656 гг.) и Али (656–661 гг.). Их назначение осуществлялось на основе совещательного принципа. Речь идет о так называемой «шуре» – совете из наиболее авторитетных членов общины. Халиф становился наместником Аллаха на земле, получал титул праведного и сосредоточивал у себя всю полноту власти. В первую очередь речь идет об исполнительной и судебной власти, а закон, в соответствии с основами вероучения, был ниспослан Аллахом в виде коранического писания. Правление четырех праведных халифов значительной частью богословов интерпретируется как золотое время исламской государственности, как идеальная форма политической организации.

Страница 53