Размер шрифта
-
+

История политических учений - стр. 55

Исламская юриспруденция в основном была сосредоточена на регламентации религиозно-культовых предписаний, что составило около 70 % всех предписаний. Вопросы власти, государства и политики четко не регламентировались и не выделялись в отдельную сферу правового регулирования. Однако подобного рода вопросы активно обсуждались богословами. В период становления арабских халифатов исламское государство включало в себя пространство Ближнего Востока, часть Закавказья, Среднюю Азию, часть Северной Африки и т. д. Помимо халифата четырех праведных халифов, в историографии принято выделять период халифата Омейядов (661– 750 гг.) и Аббасидов (750–1258 гг.). В сложный период нарастания политических противоречий в исламских сообществах активно обсуждались вопросы возможности восстания против халифов либо необходимости подчиняться их власти. Однако единого, общепринятого мнения ортодоксальное богословие в этот период так и не выработало.

Сложившаяся методология исламской юриспруденции отличается от функционирования западноевропейской системы права, основанной на принципе «Разрешено все, что не запрещено». Регламентация жизни мусульманина в исламской юриспруденции строится по принципу определения двух крайних критериев: разрешенного (халял) и запретного (ха-рам). Существует и сложная система категорий оценок действий мусульманина: строго обязательное, обязательное, желательное, добровольное, нежелательное и запретное.

Разночтения в первоисточниках и их интерпретация постепенно становятся фактором формирования различных правовых школ в исламской юриспруденции. В итоге формируется и третий источник вероучения – иджтихад. Это деятельность мусульманских богословов и правоведов по вопросам религиозной и общественной жизни. Он был основан на поиске ответов в Коране и Сунне. Внимание уделяется сопоставлению источников и применению различных методов выведения юридически-богословского заключения по насущным проблемам жизни мусульманских сообществ.

В суннитском исламе примерно к середине IX в. образовались четыре философско-правовые школы (мазхабы):

1. Ханафитский мазхаб. Основатель Абу Ханифа (699–767). Данная суннитская школа лояльна к традиционному праву, использует индивидуальные богословские суждения и широко опирается на рационалистические методы. Это суждения по аналогии – действие оценивается при сопоставлении возникшей ситуации с текстами в вероучительных источниках, а также критическое осмысление хадисов в рамках поиска блага для общины. В меньшей степени школа опирается на коллективное согласование мнений богословов, пользуется широким спектром источников и считается наиболее «либеральной» школой исламского права.

Страница 55