История политических учений - стр. 54
Конец этой эпохи происходит в результате нарастания противоречий внутри исламской общины. Основополагающим вопросом становится спор о власти. Часть мусульман отказывается от совещательного принципа в избрании халифа из среды ближайших сподвижников пророка. Именно это разделило мусульман на два основополагающих религиозно-политических течения – шиизм и суннизм. Шииты (от араб. «шиа» – партия) верят в посланническую миссию пророка. Отличительной чертой шиизма является положение, что руководство мусульманской общиной должно принадлежать не выбранным лицам из достойных, а избранным лицам из числа потомков пророка. Речь идет о двоюродном брате пророка, четвертом халифе Али. Он был женат на дочери пророка, и именно потомки по данной линии должны, по мнению шиитов, взять на себя ответственность по руководству общиной мусульман.
Если сунниты ориентируются на концепцию халифа как наместника Аллаха на земле, то шииты сконцентрировали свое внимание на теории имамата. Фактически в шиизме избрание лидера мусульманской общины является прерогативой Аллаха. Если халиф избирался людьми, то имам назначался Аллахом, путем естественной передачи власти по наследству в результате смерти предыдущего имама. Учитывая особую роль в исламе учения о предопределении Аллаха, шиитская доктрина приобретала особый сакральный смысл.
Признавая посланническую миссию пророка Мухаммеда, шиизм достаточно критично относится к халифату первых трех халифов. Особое почитание у шиитов приобретает фигура четвертого халифа Али. Для шиитов Сунна также является вторым по значимости источником вероучения после Корана. Однако не менее значимым источником вероучения становятся ахбары (от араб. «хабар» – извещать, приносить вести) – предания о пророке Мухаммеде и Али в повествовании сторонников шиизма.
Следует отметить, что в Средние века политические теории в исламе уступают по значимости правовым концепциям. Центральным определением становится понятие «шариат» (от араб. «шариа» – путь; в данном значении – путь, указанный правоверным Аллахом). Многообразие социальных, политических и других вопросов, диктуемых жизнью мусульманской общины, требовало дополнительной регламентации и интерпретации основных законов, изложенных в Коране. Активное собирательство хадисов ранними мусульманами фактически принято считать основой для возникновения исламской юриспруденции – фикха (от араб. «факиха» – знать, понимать). Окончательно своя собственная методология в исламской философско-правовой мысли утверждается после становления основных школ в суннитской и шиитской ортодоксии к концу IX в. Основные сферы регулирования исламского права: правовая регламентация религиозно-культовой жизни мусульманина; регулирование отношений между людьми – семейное право, наследование, налогообложение и т. д.; установление наказаний за преступление [Васильев, 1983, с. 134].