Истоки современной политической мысли. Том 2. Эпоха Реформации - стр. 69
Принуждение к Реформации
Последний и решающий этап в эволюции лютеранства как политической идеологии наступил, когда светские власти, поначалу не проявлявшие большого интереса к этой ереси, потребовали от подданных подчиниться новым церковным порядкам. В Дании и лютеранских районах Германии этого удалось добиться без особых усилий. Как мы видели, Реформация в Германии была в значительной степени движением «снизу», поэтому там не было нужды в специальной кампании принуждения. Реформация в Дании по большей части проводилась «сверху», но, поскольку она пришлась на конец долгой гражданской войны, была принята быстро и с облегчением. Однако в Швеции и Англии, прежде чем был достигнут успех в насаждении новой ортодоксии, правительству пришлось сделать еще два шага: во-первых, заставить замолчать самых непримиримых противников новых порядков; и, во-вторых, убедить население, нередко отличавшееся упрямством и плохо осведомленное о переменах, в необходимости принять и одобрить реформы.
Введение монаршей супрематии в Швеции натолкнулось на противодействие ближайших советников короля. Главные сомнения высказали в 1539 г. канцлер Ларс Андреэ, а также некоторые видные представители Церкви, в том числе Олаус Петри. Более опасной угрозой два года спустя стало вспыхнувшее в отдаленной южной провинции Смоланд восстание во главе с Нильсом Дакке. Протесты были жестоко подавлены. Сомнения, которые выразили Андреэ и Петри, привели к слушанию их дела в начале 1540 г. сенатским трибуналом, который приговорил их к смерти за государственную измену. Впрочем, позднее приговор были заменен штрафами и тюремным заключением (Martin 1906, pp. 459–460). Подавить мятеж в Смоланде было труднее, но к 1543 г. армия наемников, собранная Дакке, была разгромлена, его самого казнили вместе с семьей, а несколько сотен крестьян, участвовавших в восстании, депортировали в Финляндию (Roberts 1968, p. 136).
Аналогичные протесты и репрессии происходили на этом этапе Реформации в Англии. Элтон высказал недавно мнение, что называть их «безжалостным преследованием» было бы неправильно (Elton 1972, p. 399). Конечно, можно спорить о том, что следует считать настоящей безжалостностью, но поразительным фактом остается то, что если в Швеции вожаков оппозиции по большей части сажали в тюрьму или депортировали, то в Англии им, как правило, приходилось расплачиваться жизнью. Как и в Швеции, в Англии правительство сталкивалось с двумя типами недовольства. Примером первого может служить народное восстание во главе с Робертом Аском, известное как Благодатное паломничество, которое вспыхнуло в отдаленных северных районах, в частности в Йоркшире. Мятеж казался опасным зимой 1536 г., но уже в начале следующего года был быстро и эффективно подавлен. Правительство и даже ближайшее окружение королевской семьи не покидали сомнения в монаршей супрематии. Речь шла о родственниках Генриха из семьи сэра Ричарда Поула. В правительстве оппозиционеры группировались вокруг лорда-канцлера сэра Томаса Мора, взгляды которого разделяли некоторые видные церковные деятели, прежде всего епископ Уинчестерский Стефан Гардинер