Истоки современной политической мысли. Том 2. Эпоха Реформации - стр. 65
Это, конечно, не означает, что именно тогда во всех этих странах завершился спор о демаркации regnum и sacerdotium. Можно сказать, по крайней мере в отношении Англии, что до тех пор, пока епископы продолжают заседать в палате лордов, вопрос остается открытым. Проблема вновь обострилась в конце XVI в., и не только из-за враждебности пуритан, но и в результате позиции, занятой рядом антикальвинистски настроенных прелатов, которые заявили, используя «арминианские» аргументы, что, поскольку епископы занимают свои должности iure divino, они должны оставаться в какой-то мере независимыми от светских властей (Tyacke 1973). Тем не менее во время революции 1530-х гг. был создан теоретический базис для политики, которая фактически провозглашала отделение государства от Церкви. Сама политика была предложена лишь два столетия спустя правящей виговской олихаргией, получив одобрение церковного сторонника локковского либерализма Бенджамина Ходли, который поддержал решение правительства, принятое в начале XVIII в., впредь не созывать конвокаций (Sykes 1934, pp. 310–314, 350).
Последним шагом правительств в каждой из этих стран было выведение неизбежного короллария из кампаний, направленных против независимых полномочий Церкви. В каждом случае это происходило через провозглашение главой Церкви короля вместо папы, а все юрисдикционные полномочия, которые прежде исполняла Церковь, передавались короне.
В Дании и Швеции этот шаг был сделан с интервалом в несколько лет. В Англии все произошло практически сразу, главным образом благодаря законотворческому гению Томаса Кромвеля, преамбулы которого к главным статутам, принятым в период схизмы Генриха, представляют собой одно из самых ясных изложений политической теории, сопровождавшей и легитимировавшей этот этап Реформации. Принятие в 1533 г. Акта об ограничении апелляций к Риму послужило сигналом к передаче церковных юрисдикций короне