Истоки современной политической мысли. Том 2. Эпоха Реформации - стр. 64
Во всех этих странах был сделан и такой весьма важный шаг, как созыв национального собрания, которое правительства в каждом случае использовали для окончательной отмены независимых судебных и юрисдикционных полномочий папства и католической церкви. Реформы в каждом случае легитимировались обращением к лютеранской по своей сути концепции Церкви как чисто духовного тела, единственной обязанностью которого является проповедь слова Божия без притязаний на какие-либо другие полномочия.
Первым правителем за пределами Германии, сделавшим этот важный шаг, был Фредерик I Датский. В 1527 г. на созванном им риксдаге в Оденсе он пресек попытку епископов защитить традиционные юрисдикции Церкви, позволив знати выразить все свои антиклерикальные настроения (Grimm 1954, p. 238). Такой же шаг почти тогда же был сделан в Швеции. Риксдаг, собравшийся в Вестеросе в 1527 г., принял постановление, которое передавало короне право церковных назначений, отзывало неприкосновенность духовенства и отменяло независимые полномочия церковных судов. Латинским рескриптом, приложенным к постановлению, прекращалась выплата аннатов Риму и отменялось право папства утверждать церковные назначения (Bergendof 1928, p. 37). В начале 1530-х гг. такая кампания была проведена в Англии. Когда в 1529 г. впервые собрался реформационный парламент, в палате общин (помнившей дело Ричарда Ханне) начались стихийные выступления против «непомерных поборов и наглого вымогательства» со стороны духовенства, а также против всей в целом системы «ординариев» (Lehmberg 1970, pp. 81–82). После того как правительство возглавил Томас Кромвель, обвинения превратились в государственную политику. Решительные шаги были сделаны на сессии 1532 г. Кромвель начал с того, что вернул к жизни антиклерикальный манифест, известный как «Супликация общин против ординариев», который он, вероятно, составил сам от имени палаты общин в 1529 г. (Elton 1951, pp. 517, 520). Манифесту был придан статус официальной ремонстрации, и он был представлен королем с требованием к конвокации рассмотреть содержавшиеся в нем жалобы. Последовал эмоциональный «Ответ», в котором церковные деятели защищали свои традиционные юрисдикционные полномочия. «Ответ» был, по всей видимости, составлен Стефаном Гардинером, видным канонистом английской Церкви, который незадолго до этого стал епископом Винчестерским (Lehmberg 1970, p. 150 и прим.). Однако, когда король осудил «Ответ» в своем обращении к палате общин, конвокация неожиданно отступила и приняла в мае 1532 г. эпохальный документ «Подчинение духовенства», в котором отказалась от притязаний на независимую законодательную власть (pp. 151–152). Верно, что эта поразительная капитуляция была одобрена лишь небольшой частью конвокации и никогда не обсуждалась всем составом палаты (Kelly 1965, pp. 116–117). Тем не менее «Подчинение» было немедленно использовано правительством и позднее подтверждено Актом о подчинении духовенства 1534 г. Решение подтвердить «Подчинение» и оформить его в виде Акта само по себе символизировало победу статутного права над каноническим, а содержание Акта свидетельствовало об окончательной утрате Церковью статуса отдельного