Истоки современной политической мысли. Том 2. Эпоха Реформации - стр. 46
Но вернемся к Gravamina немецкой нации, наиболее яркому свидетельству того, что кризис в отношениях между папством и светскими властями наступил раньше, чем Лютер выступил со своим протестом. В списках Gravamina неизменно затрагивался вопрос о границах властных полномочий папы в Германии, и, когда Вимпфелинг накануне Реформации обновил список требований, он сделал акцент именно на этой жалобе. Папы «не выполняют булл своих предшественников» и «нарушают их своими диспенсациями» (статья I). Они постоянно «отвергают избрания на епископские посты, произведенные в Германии», и навязывают собственных никчемных кандидатов (статьи II и III). Они резервируют лучшие бенефиции для папского двора, и им нет дела до остальных (статьи IV и V). И, кроме того, они выступают с алчными финансовыми требованиями, «продолжая взимать аннаты» и навязывая немецкому народу все более грабительские налоги (статья VI)[30]. Когда представители мирян на Вормсском рейхстаге приступили шесть лет спустя к составлению окончательного «Меморандума», все эти протесты были повторены: «Рим жалует немецкие бенефиции некомпетентным, необразованным и негодным лицам», а «налоги и дань», уплачиваемые немецким народом, «чуть не ежедневно повышаются» (Statement of Grievances 1521, pp. 54–55). И в первую очередь звучат жалобы на то, что папские юрисдикции используются для вмешательства в права светских властей. Церковные суды постоянно требуют дополнительных полномочий, поэтому «светские дела слушаются в церковных судах, которые, конечно же, отличаются предвзятостью мнений и решений» (p. 53). И самое злостное злоупотребление, первое во всем списке, состоит в том, что в Рим постоянно подаются апелляции, «в первую очередь» по «мирским вопросам», – практика, которая «приводит к ограничению компетенции светских властей» (p. 53).