Размер шрифта
-
+

Истоки современной политической мысли. Том 2. Эпоха Реформации - стр. 43

Мы обнаруживаем тот же рост враждебного отношения к полномочиям Церкви у английских юристов общего права накануне разрыва с Римом. Наиболее характерный пример – работы Кристофера Сен-Жермена (ок. 1460–1540), ветерана юриспруденции, которому было уже за семьдесят, когда произошла схизма Генриха. Сен-Жермен преподавал, оставаясь в сравнительной безвестности, в Иннер-темпл примерно до 1511 г., после чего, по-видимому, ушел на покой. Но в 1520-х гг. он вновь оказался на виду и вплоть до своей смерти в 1540 г. публиковал очень влиятельные труды, содержавшие все более радикальную критику церковных юрисдикций (Hogrefe 1937).

Политические выводы из своей философии права Сен-Жермен впервые сделал в написанном на латыни «Диалоге» (1523), в котором Теолог и Студент обсуждают основания закона. Диалог состоит главным образом из изложения Теологом различных рангов закона – вечного закона, законов природы, законов Божьих – и отношений между ними и законами Англии (Chrimes 1936, pp. 204–214). В итоге Сен-Жермен утверждает, почти как Фортескью, что общее право Англии должно стоять выше всех других законов. Как замечает Краймс, вся работа читается как комментарий к юриспруденции Фортескью (p. 204). Антиклерикальный подтекст этой позиции стал еще заметнее в 1531 г., когда Сен-Жермен перевел «Диалог» на английский язык и издал под названием «Теолог и Студент». В этом виде он служил стандартным английским учебником по английской теории права чуть ли не до времен Блэкстона. Сен-Жермен добавил второй диалог (ранее издававшийся отдельной книгой в 1530 г.), а также важное приложение из тринадцати «дополнений», в которых «специально рассмотрена» «власть парламента, касающаяся духовенства и его юрисдикции» (St Germen 1530, sig. A, Ib)[29]. Однако только в следующем году он начал свою главную кампанию против духовного сословия и в результате вынужден был обменяться резкими выпадами с сэром Томасом Мором (Pineas 1968, pp. 192–213). Война памфлетов началась с публикации в 1532 г. «Трактата» Сен-Жермена «о разграничении духовенства и мира». Мор возразил «Апологией». Сен-Жермен ответил «Диалогом» «между двумя англичанами», дав им не вполне английские имена Салем и Бизанс. Мор нанес ответный удар «Дебелляцией Салема и Бизанса» (Baumer 1937, pp. 632–635). К тому времени Сен-Жермен был готов усомниться не только в праве церковных судов на преследование еретиков, но и во всех правовых полномочиях Церкви. В «Трактате» он прежде всего взывает к верховенству статута и тем самым к важнейшему праву «короля-в-парламенте» отменять любые «порочные обычаи», защищаемые церковными властями (St German 1531, pp. 232–240). Это, в свою очередь, приводит его к заявлению о том, что, имея параллельную систему законов, высокопоставленные деятели Церкви «много раз превышали свои полномочия» и «совершали многочисленные преступления против законов королевства» (pp. 232–233). Наконец, Сен-Жермен завершает кампанию критики в «Ответе на письмо», которое, по-видимому, было опубликовано в 1535 г. (Baumer 1937, pp. 644, 649). В нем он самостоятельно приходит к двум главным выводам, уже сделанным к тому времени правительственными пропагандистами в ходе кампании, нацеленной на легитимацию разрыва Генриха с Римом. Сен-Жермен настаивает, что папство не имеет права осуществлять какие-либо юрисдикционные полномочия в Англии, и, таким образом, новая власть Генриха над Церковью должна рассматриваться как всего лишь возвращение совокупности прав, отданных его предшественниками Церкви. Как говорится в «Ответе», притязание короля на то, чтобы быть «высшим главой» «Церкви Англии», не является присвоением «какой-то новой власти» над подданными, «которой у него ранее не было» (St German 1535, sig. A, 3a). На этом этапе Сен-Жермен также готов подтвердить главенство короля над Церковью и заявляет, что оно должно распространяться на всю

Страница 43