Размер шрифта
-
+

Истоки современной политической мысли. Том 2. Эпоха Реформации - стр. 36

Еще более настойчиво Лютер и его ученики заявляли о своем родстве с лоллардами и гуситами и их традицией противостояния властным полномочиям папы. Лютер сам часто подчеркивал сходство между гуситской ересью и собственной критикой папской тирании. Впервые ознакомившись с трактатом Гуса «О церкви» в конце 1519 г., он тут же написал Спалатину, заверяя его, что «дух и ученость [трактата] замечательны» и он с удивлением обнаружил, что «разделял все учения Яна Гуса и учил им, не зная этого»[26]. А когда Иероним Эмзер – которого Лютер любил называть «лейпцигским козлом» – попытался вырвать из него признание в том, что в ходе дискуссии с Экком он защищал гуситские принципы, Лютер ответил в трактате «Касательно ответа козлу в Лейпциге» (1521), что действительно разделяет богемскую ересь и радуется тому, что Гус «возрождается и терзает своих убийц, папу и папское окружение, еще сильнее, чем при жизни» (Luther 1970, p. 134). Несколько лет спустя Лютер, воспользовавшись случаем, заявил о своем отношении к лоллардам. Когда Иоганн Брисманн прислал ему в 1527 г. лоллардистский «Комментарий к Апокалипсису», Лютер сразу опубликовал его в Виттенберге и сопроводил предисловием «К благочестивому читателю», в котором горячо одобрил содержавшееся в комментарии страстное обличение церковного начальства (Aston 1964, pp. 156–157). Великой ценностью книги, писал он во вводных замечаниях, является признание того, что папство должно считаться царством Антихриста и «тираническому неистовству папы» следует сопротивляться всеми возможными способами (Luther 1909, p. 124).

Вскоре о преемственности заявили и вожди Реформации в Англии. Первым об этом заговорил Джон Бейл (1495–1563), учившийся в кембриджском Джизас-колледже в одно время с Кранмером. В начале 1530-х гг. Бейл перешел из фанатичного католицизма в не менее ревностное лютеранство (Fairfeld 1976, pp. 33–35). В 1530-х гг. он много проповедовал среди лоллардов на севере страны, но главный вклад в английскую Реформацию внес как историк реформаторского движения (Dickens 1959a, pp. 140–142). Одним из первых Бейл заявил о родстве между английскими протестантами и их предшественниками-лоллардами, способствовал появлению у Церкви Англии нового мартиролога, новой церковной истории и яркого образа героического евангелического прошлого (Harris 1940, pp. 13, 127; ср. Fairfeld 1976, pp. 121–130). Бейл начал с того, что в 1544 г. составил «Краткую хронику», в которой поведал об «испытании и смерти благословенного мученика Христова сэра Джона Олдкастла», возглавившего восстание лоллардов в 1414 г. В своем предисловии он осуждает Полидора Вергилия за «засорение английских хроник постыдной римской ложью» и призывает написать историю невоспетых героев, которые во все времена выступали против «мерзкого римского антихриста» (Bale 1849, pp. 6, 8). Это приводит его к Олдкастлу, который, пишет он, обнаружил, что «возгордившаяся римская Церковь» полна «предрассудков» и занимается «колдовством», как только «почувствовал истинный вкус» учений Христа, которые распространял Джон Уиклиф (p. 10). Больше того, разъясняет Бейл, рассказом о мученичестве Олдкастла он хотел вдохновить других на написание историй того же рода и надеется, что «какие-нибудь образованные англичане» вскоре «составят правдивые английские хроники» (p. 8).

Страница 36