Искусство как язык – языки искусства. Государственная академия художественных наук и эстетическая теория 1920-х годов - стр. 315
20 мая 1927 г. постановлением Ученого совета решено «приветствовать возможность использовать приезд [в Москву] О. Вальцеля путем устройства в ГАХН его доклада. Возложить на Ученого Секретаря выяснение в ВОКС’е условий приглашения».
РГАЛИ. Ф. 941. Оп. 1. Ед. хр. 83. Л. 166.
В октябре 1928 г. «все меры к встрече и организации докладов в связи с приездом [О.] Вальцеля» возлагаются на ЛС, которая создает для этого специальную комиссию в составе Б. И. Ярхо, Д. С. Усова и А. Г. Габричевского под руководством Б. И. Ярхо. М. А. Петровскому и А. Г. Габричевскому поручается «подготовить доклады о состоянии русского литературоведения для прочтения на вечере Оскара Вальцеля».
16 октября по заявлению ЛС Президиум Академии назначает этот вечер на 24 октября и утверждает его программу. К этому времени немецкий профессор избирается почетным членом ГАХН (19 октября).[1228]
РГАЛИ. Ф. 941. Оп. 6. Ед. хр. 70. Л. 157, 166–167, 169, 172–173, 175, 176об., 178, 184, Оп. 10. Ед. хр. 87. Л. 1, 3.
На торжественном заседании, посвященном его приезду, «президент ГАХН’а проф. П. С. Коган… особенно подчеркнул ценность основной идеи работ Вальцеля – идеи о необходимости синтетического изучения различных видов искусства.
Эта идея, что основные черты стиля одинаково свойственны и поэзии, и живописи, и музыке, и другим видам искусства, особенно ценна для нас в настоящий момент, когда марксистская мысль ищет основного источника, питающего искусство, как и все другие формы идеологии, в социальной структуре, в борьбе экономических интересов.
В этом отношении работы Вальцеля дают богатый материал не только сторонникам формального метода в искусстве, но и представителям марксистской мысли».
Чествование немецкого ученого // ВМ. 1928. 25 октября. № 249 (1459). С. 1.
После приветственной речи П. Н. Сакулина гость представляет собравшимся доклад «Стиль барокко в поэзии» (другое название – «Барокко в поэзии»);[1229] с сообщениями на чествовании немецкого ученого выступают также А. Г. Габричевский («О современном состоянии русского искусствоведения») и М. А. Петровский («Идея взаимоосвещения искусства»).
РГАЛИ. Ф. 941. Оп. 1. Ед. хр. 126. Л. б.н.
Октябрь – декабрь – В составе ФО образуется Комиссия по изучению современных проблем философии искусства под председательством Г. Г. Шпета и при ученом секретаре Б. В. Шапошникове.
Необходимость такой комиссии диктуется тем, что «вопросы самого искусства в целом, как культурно-социального явления, взаимодействие между разными культурными и социальными факторами и искусством, закономерность в развитии художественных эпох и стилей, анализ конкретных исторических типов того или другого искусства, взаимоотношение между разными искусствами и т. д.» выходят «из круга проблем, разбираемых в [других] комиссиях».