Искусство как язык – языки искусства. Государственная академия художественных наук и эстетическая теория 1920-х годов - стр. 316
Кроме того, эстетика и философия искусства принципиально различаются по своим задачам, которые в одном случае трактуются как проблемы «эстетических форм и модификаций», а в другом – как вопросы самого искусства «в полноте не только эстетических, но и внеэстетических моментов, вопросов художественной культуры и ее развития».
Комиссия имеет задачей «изучение основных проблем философии искусства», которое должно вестись в двух направлениях: «1) изучение важнейших трудов по философии искусства (историография); 2) изучение отдельных проблем философии искусства в современной постановке».
Одним из результатов ее работ видится сборник, могущий стать «ценным и нужным дополнением “Словаря художественной терминологии”». В его состав планируется включить две-три «обзорных статьи по вопросу о состоянии проблем философии и теории искусства, рецензии с изложением наиболее выдающихся работ в этой области и библиографии».
Состав Комиссии по изучению современных проблем философии искусства утверждается 13 октября; в нее входят А. С. Ахманов, А. Г. Габричевский, Г. О. Гордон, Н. И. Жинкин, М. А. Петровский, Т. И. Райнов, А. Г. Цирес, Б. В. Шапошников, Г. Г. Шпет, М. И. Фабрикант.
Тогда же обсуждается план ее работ. По его итогам принимается предложение Г. Г. Шпета, считающего, что комиссии следует остановиться «на такой теме, которая связала бы работы комиссии по изучению важнейших трудов по философии и теории искусства… и работы по изучению отдельных проблем философии искусства в современной постановке». Общей темой работ на 1925/1926 академический год признается выдвинутая им «проблематика философии искусства».
РГАЛИ. Ф. 941. Оп. 1. Ед. хр. 62. Л. 262, Оп. 14. Ед. хр. 16. Л. 11, Ед. хр. 18. Л. 3об. – 4, Ед. хр. 20. Л. 2–2об.
Президиум Комиссии по изучению художественной терминологии принимает решение привлекать к работе над терминами теории искусств специалистов-искусствоведов.
В отношении терминов «1) художественных школ и направлений, применяемых в искусствоведении… 2) терминов эстетики и искусствоведения, особенно часто применяемых в различных искусствах и не имеющих строгой терминологической и литературной традиции… и 3) наименее разработанных эстетических категорий…», составляющих предмет занятий Комиссии нового академического года, предполагается произведение «наново терминологической работы».
С целью разгрузки Комиссии от редакционной словарной работы постановляется сосредоточить последнюю в Президиуме, «предоставив ему право вносить на обсуждение комиссии только те из представленных статей, которые Президиум сочтет нужным подвергнуть дискуссии». А также сосредоточить в Президиуме «редакционную работу над терминами, имевшими традицию в эстетике и искусствоведении» (7 октября).