Информационное общество – 2030. Политика развития образования Республики Казахстан - стр. 32
Не отвечает требованиям времени также и простое количественное продуцирование и развитие существующей в Казахстане системы образования. Сегодня необходима качественно новая система, базирующаяся на адекватных времени социальных ценностях и принципах, а также на современных научных подходах и теориях.
Личность – активный творческий субъект, изменяющий уровень организованности мира.
В ряду основополагающих понятий, посредством которых может быть передан смысл такого масштабного социального явления, каковым представляется образование, безусловно, центральное место занимает человеческая личность.
Под человеческой личностью мы понимаем активный творческий субъект, важнейшей функцией которого является изменение уровня организованности мира. Понятие мир включает в себя как внешний по отношению к личности мир, выступающий в качестве внешних условий её существования, так и внутренний, образуемый компонентами структуры личности, задающими её качественную определённость и своеобразие.
В более широком, онтологическом, смысле личность есть свойство определённого класса реально существующих систем, выражающееся в способности тем или иным образом взаимодействовать с миром и изменять его, то есть быть субъектом управления. Таким образом, понятия личность и человек, которые нередко используются как синонимы, в строгом смысле не являются тождественными, поскольку их содержание и объёмы не совпадают.
Как показывают результаты разнообразных социальных исследований (психологических, социологических, педагогических и т. п.), генезис человеческой личности представляет собой перманентный процесс, протекающий в человеке от его рождения до смерти. Социальная среда вообще и социальные коммуникации в частности оказывают решающее влияние на данный процесс, определяя его суть, специфику и направленность. Причём даже генетически заложенные потенции могут быть не раскрыты, подавлены и/или проявлены в разнообразной мере и степени.
Научно документированные факты воспитания детёнышей homo sapiens животными (обезьянами, волками и др.) однозначно свидетельствуют, что любые попытки последующей их реабилитации в человеческом обществе оказываются безрезультатными. На этом основании был сделан вывод, что морфогенез личности как процесс становится возможным исключительно в социальном контексте. Личность как система, со всеми присущими ей разнообразными свойствами, формируется (образовывается) в процессе непрерывного взаимодействия с обществом.
Личность как система в процессе функционирования потребляет некоторое количество ресурсов (энергии в широком смысле). Одна их часть расходуется на поддержание жизнедеятельности системы. Чем больше эта часть, тем выше уровень внутриличностных противоречий в процессе адаптации человека к внешнему миру. Другая выделяется в виде «свободной» энергии, которая направляется личностью на организующее или дезорганизующее изменение и преобразование окружающей среды, на приспособление её к собственным индивидуальным или социальным потребностям.