Размер шрифта
-
+

Информационное общество – 2030. Политика развития образования Республики Казахстан - стр. 21

•  Отказ от парадигмы личностно-ориентированного образования, основным смыслом которой являлось создание благоприятных условий для развития личности во всей её системной сложности, привёл сегодня к крайне узкому пониманию образования как процесса трансляции знаний или, что ещё уже, так называемых «компетенций» и иных социально-профессиональных ролей. Содержание «компетенций», которые предполагается формировать в рамках данного подхода, представляет собой лишь бесконечно малую часть содержания личности.

Помимо узкопрофессиональных и научно-образовательных знаний, умений, навыков, социальных ролей и иных наработанных так называемых «компетенций», более важную основу компетентности, в общепринятом широком смысле соответствия личности квалификационным требованиям деятельности, составляют такие общеизвестные в психологии элементы личности, как:

•  интеллект (внимание, память, мышление, воображение);

•  механизмы и процессы переживаний (чувства, эмоции, аффекты);

•  механизмы побуждения (ценности, интересы, мотивы, стимулы);

•  механизмы деятельности и т. п.

Несостоятельность и неэффективность «компетентностного» подхода с очевидностью доказывается текущим кризисом западной массовой системы образования, не признавать который невозможно. Прагматизм как наиболее близкое «компетентностному подходу» философское учение уже оценён самими западными исследователями как фундаментально ошибочный. В частности, примечательна оценка такого научного авторитета, как Бертран Рассел: «Во всём этом я чувствую серьёзную опасность, опасность того, что можно назвать «космической непочтительностью». Понятие «истины» как чего-то, зависящего от фактов, в значительной степени не поддающихся человеческому контролю, было одним из способов, с помощью которых философия до сих пор внедряла необходимый элемент скромности. Если это ограничение гордости снято, то делается дальнейший шаг по пути к определённому виду сумасшествия – к отравлению властью, которое вторглось в философию с Фихте и к которому тяготеют современные люди – философы или не философы. Я убеждён, что это отравление является самой сильной опасностью нашего времени и что всякая философия, даже не намеренно поддерживающая его, увеличивает опасность громадных социальных катастроф».

Несмотря на некоторые очевидные преимущества массового западного образования перед казахстанским образованием, вряд ли целесообразно избирать путь, бесперспективность которого очевидна в свете предлагаемых настоящей Политикой концептуальных оснований. Пространственно-временные масштабы необходимых преобразований требуют длительного поэтапного движения к намеченным целям и нуждаются, в связи с этим, в их концептуально-доктринальной проработке и во взвешенной, продуманной стратегии. Жалеть на такой подход время – это просто попусту терять его.

Страница 21