Размер шрифта
-
+

Христианские праздники, обряды и таинства в Беларуси в прошлом и настоящем - стр. 49

Во всех городах и деревнях Беларуси кроме больших праздников и праздников, посвященных событиям церковной истории, торжественно отмечались престольные праздники. Так, в Вельске, по свидетельству приходского священника, особенно много горожан собирались на Пречистую – 8 сентября и в Миколин день (праздник св. Николая).

По-прежнему распространенным в Беларуси оставался культ чудотворных икон Божией матери. П. Шпилевский приводит подробное описание паломничества богомольцев к чудотворной Велятичской иконе Божией Матери (возле Логойска), которое совершалось на так называемой Молодиковой неделе (воскресенье на новолуние), т. е. в первое воскресенье после новолуния. «В этот день совершается большой крестный ход в церквах, ознаменованный чудотворным явлением Богоматери и Спасителя». П. Шпилевский пишет, что в селе Велятичи «находится очень красивая новая деревянная церковь и на значительном расстоянии от нее – так называемый Монастырек… небольшая приписная церковь, в которой хранится чудотворный образ Божией Матери… Вот в этом-то Монастырьке и бывает необыкновенно большое стечение народа во время молодиковых недель… Замечательна дорога, ведущая к Монастырьку: она вся завалена разными деревянными досками с изображениями человеческих голов, рук, ног и копыт домашних животных; все эти доски нанесены богомольцами, которые привозят их с собой из отдаленных мест: у кого болит голова, рука, тот везет доску с изображением головы, руки и т. д.; у кого падает скот, тот бросает на дорогу доску с изображением какого-нибудь члена скотины… Из этих досок образуется ежегодно новая плотина для прохода, но не проезда (ездить нельзя) богомольцев. На конце плотины, близ велятичской дороги, устроена маленькая часовня, в которой хранится копия чудотворного образа Божией Матери; при часовне – небольшой колодец, в котором вода освящается ежегодно, в день Покрова Пресвятой Богородицы (1 октября), когда по преимуществу собирается множество народа». Подобное паломничество на «Молодиковой неделе происходило и для поклонения Марьиногорской чудотворной иконе Богоматери. Паломники собирались со всех уголков Минской губернии в церковь, где проходило торжественное богослужение.


Чудотворная Минская икона Богоматери


Особо почиталась в XIX в. Минская икона Божией Матери, которая, согласно церковному преданию, приведенному Евгением Поселянином в «Сказаниях о чудотворных иконах Богоматери» (1919), одной из первых явилась на Руси и была помещена в первой выстроенной в X в. князем Владимиром Десятинной церкви. По преданию, «около 1500 года на Киев напали татары и разграбили его. Подверглась разграблению и Десятинная церковь: один татарин сорвал с хранившегося в ней чудотворного образа Богоматери все драгоценные украшения, а саму икону бросил в волны реки Днепра. Однако образ Владычицы Небесной через некоторое время чудесным образом приплыл по воде в Минск и остановился на реке Свислочи, против древнего замка минских удельных князей, где и был обретен жителями города. Последние заметили св. икону Богоматери потому, что от того места, где она остановилась, исходило необыкновенное сияние. Св. икона тотчас же была извлечена из реки Свислочи и торжественно при большом стечении местных городских и окрестных жителей перенесена в замковую Богородице-Рождественскую церковь. Так как это обретение чудотворного образа Божией Матери произошло 13 августа, то и празднование ему было установлено в этот же день. Позже ее поместили в униатском Свято-Духовом монастыре, который после ликвидации унии стал православным. В 1852 г. ее одели в новую серебряную ризу – дар верующих. Церковь Свято-Духова монастыря, где находилась икона, с открытием в Минске православной архиерейской кафедры получила название Петропавловского кафедрального собора. В начале XX века в этом кафедральном соборе находилась Минская икона Богоматери».

Страница 49