Христианские праздники, обряды и таинства в Беларуси в прошлом и настоящем - стр. 48
Чтобы достигнуть единообразия в церковной обрядности белорусских и русских православных верующих, распространялись российские богослужебные издания, которые должны были заменить старые, времен ВКЛ, началось распространение святынь, связанных с именами российских святых и церковных деятелей. В честь их строились церкви, освящались престолы, многие российские иконы стали почитаться как чудотворные – например, икона Казанской Божией Матери. В 1860-е гг. во многих белорусских храмах особенным почетом была окружена святыня Русской Православной Церкви – икона Владимирской Богоматери, в честь которой освящались престолы. Многие священники при церквях открывали лавки и склады для продажи доступных по цене для народа книг религиозно-поучительного содержания, а также букварей, портретов царя, крестиков и икон. По мнению исследователя А. И. Миловидова, все эти действия были выполнены с той целью, чтобы «внутренний вид крестьянской хаты (белоруса) был подобен великорусской избе».
В конце XIX в. вновь стали торжественно отмечаться значительные события церковной истории Беларуси, как, например, столетие образования самостоятельной Минской епархии – 13 апреля 1893 г. Праздник и торжества подробно описаны в «Минских епархиальных ведомостях». «Накануне – 12 апреля во всех приходских церквях Минска прошли всенощные службы. Самое торжественное богослужение было в Кафедральном соборе, где служил преосвященный Симеон, епископ Минский и Туровский. Он читал кафизмы и акафист Иисусу Христу. На богослужении присутствовали воспитанники минских учебных и духовных учреждений, а также большое количество богомольцев».
Общей особенностью у католиков и православных Беларуси стали престольные праздники (фесты, храмовые праздники), которые вместе с ярмарками (юрмашамО, приуроченными к праздникам церковного календаря, занимали значительное место в церковной жизни местного крестьянства и шляхты. В ритуал входило обязательное посещение храма, участие в литургии, выполнение ритуала почитания святыни (зажжение свечей, участие в крестном ходе, иногда обползание или перепоясание храма, произнесение молитв и пение религиозных псалмов), приобретение культовых предметов – вотивов, иконок, крестиков, участие в ярмарочных гуляниях и торговле, а также обязательная раздача милостыни нищим. Так, старый обычай приурочивать ярмарки к праздникам католического календаря описывает П. М. Шпилевский в своей известной книге «Путешествие по Полесью и Белорусскому краю» (1853–1855). Это рассказ о знаменитой Михайловской ярмарке в Несвиже, которая начиналась 26 сентября и длилась две недели. На ярмарку съезжались торговцы и купцы из Пинска, Давид-Городка, Глуска, Мозыря, Минска, Бреста, Вильни, Киева и Варшавы. «Ярмарка эта называется Михайловской потому, что получила свое начало при Михаиле Радзивилле и первоначально производилась на Михайловской горе. Ныне она бывает у подошвы этой горы… Сюда переселяется почти весь город и перекочевывают городские купцы и мещане со своими лавочками. На протяжении версты устраиваются разные балаганы и образуется какое-то временное кочевье. Вообще ярмарка Несвижская довольна значительна: она для белорусского края чуть ли не то же, что Нижегородская для великорусских губерний. На эту ярмарку съезжается соседнее и даже отдаленное дворянство, также застенковые шляхтуны…»