Христианские праздники, обряды и таинства в Беларуси в прошлом и настоящем - стр. 50
В конце XIX – начале XX в. в Беларуси появляются протестантские течения (так называемой второй волны протестантизма). Это баптизм, евангельское христианство, мистическое учение Кондрата Малеванного (последователи пятидесятничества), адвентизм седьмого дня. В этот период происходит формирование основных элементов протестантских обрядов и праздников, которые в общих чертах и неизменной сущности дошли до нашего времени. Изменилась, как мы увидим далее, только форма их проведения, как более модернизированная в соответствии с современностью. Основой для выработки протестантской (баптистской и евангельско-христианской) обрядности служили лютеранские служебники, а также сборники гимнов, которые состояли не только из протестантских стихов и песнопений, но и из православных. Несмотря на отсутствие в первые десятилетия существования протестантизма в Беларуси точно разработанных правил проведения богослужений, у протестантов уже существовали общие определенные элементы богослужебной практики. Это обязательное знание и толкование Священного Писания всеми без исключения верующими, что занимает почти что главное место в богослужении, а также обязательное пение псалмов (нередко с музыкальным сопровождением) на тогдашние популярные мелодии; цитирование стихов (нередко собственного авторства).
Что собой представляли протестантские общины и как происходили в них богослужения, не только обычные, но и праздничные, отличавшиеся разнообразием оформления, музыкой и тематикой проповедей, – эти сведения можно найти в исследованиях церковных историков. Так, А. И. Миловидов дал описание Виленской баптистской общины в начале XX в., где велись проповеди и богослужение на русском языке. Интересно, что, скорее всего, это были предшественники пятидесятников, поскольку, согласно описанию, «у виленских верующих проявлялась мистическая вера в живое, непосредственное общение с Богом в их молитвах, в которых они доводили себя до такого религиозного экстаза, до такого возбуждения и нервозности, что присутствующим изредка казалось, что вот-вот все “собрание” сорвется с места и помчится с истерическим выкриком: “накатило, накатило”» (речь, возможно, идет об обряде крещения Святым Духом). Автор отмечал (по итогам посещения той же общины), что «нельзя не признать мелодичности и красоты некоторых баптистских стихов, например, “Взойдем на Голгофу”, “Новое сердце дал мне Господь”. Мотивы заимствованы из лютеранской и англиканской церковной музыки, есть и мелодии, вероятно, из светских опер. Толкования (Священного Писания) считаются вдохновленными Святым Духом, озаряющим верующих. Нельзя не отметить также твердое знание сектантами наизусть параллельных мест из Библии, хотя это знание чисто механическое и синонимичное, например, встречается слово “возрождение” и сразу же из разных углов комнаты цитируются параллельные места, где применяется это слово».