Христианские праздники, обряды и таинства в Беларуси в прошлом и настоящем - стр. 51
В другой статье в «Могилевских епархиальных ведомостях» (1910. № 5) характерной особенностью протестантского богослужения определяется свободная трактовка молитв: «Молитва, чтение и проповедь не заключаются в известных пределах, не выполняются по чиноположению; действующим лицом может быть каждый член общества и даже женщины, за исключением проповеди, которая не разрешается женщине».
Протестантские историки свидетельствуют, что в общинах при богослужении особое внимание всегда уделялось музыкальному сопровождению. В самом начале возникновения белорусских протестантских общин там существовали хоры. Так, в 1912 г. в Гомельской баптистской церкви А. Я. Дубоделов организовал небольшой хор, который пел на богослужебных собраниях. В Витебске сразу же после организации церкви в 1910 г. Г. К. Шейнгардт создал хор. В знаменитой, одной из старейших общин баптистов в Беларуси – Утевской (в деревне Уть Добрушского уезда Могилевской губернии) существовал хор, который состоял из более чем пятидесяти хорошо подготовленных хористов, которыми управляли два регента.
В деревнях протестанты, нередко не имевшие определенных мест для молитвенных собраний (как, например, в Полоцком уезде), устраивали их в частных домах. Некоторые верующие кроме воскресных и праздничных дней собирались и по будням, в четверг или в субботу вечером. У верующих обычно не было единого определенного времени для молитвенных собраний: некоторые собирались в 10–11 часов утра, другие – в 5–6 часов вечера. Протестантские миссионеры (и баптисты, и евангельские христиане, и адвентисты) для проведения молитвенных собраний в городах выбирали кварталы, населенные фабричным рабочим классом, а вне пределов городов – глухие деревни и хутора. Они организовывали кружки молодежи, целью которых было моральное, физическое и умственное совершенствование сектантской молодежи под руководством духовных учителей и взрослых членов общин, причем «молодежь обоих полов проводила время за совместным чтением книг духовного и нравственного содержания, гимнастическими упражнениями, шитьем и т. д.». При молитвенных домах были организованы воскресные школы, которые давали верующим первоначальные знания о вероисповедании и духовно-нравственном воспитании. Протестантские проповедники очень активно самыми разнообразными средствами проводили миссионерскую деятельность. Например, в начале XX в. с целью евангелизации баптисты устраивали публичные собрания в театрах и трактирах, распространяли тысячи дешевых книг и брошюр, организовывали настоящие детские праздники с новогодними елками и раздачей подарков; основывали благотворительные организации, бесплатные столовые, швейные мастерские и даже устраивали летние миссионерские прогулки на пароходах.