Размер шрифта
-
+

Гаятри-мантра. Сущность ведической мудрости - стр. 5

вашикарана-мантры, используемые для управления кем-то (слово «вашикаран» означает контроль над сознанием объекта);

– истамбхан-мантры, повторяемые для того, чтобы лишить подвижности какое-либо живое существо, например, скорпиона.

– сиддха-мантры, используемые для обретения сверхъестественных способностей6.

Также к категории тайных мантр относятся: астра-мантры, мантры-оружие, марана-мантры, мантры поражения, видвекшан-мантры, джамбхран-мантры, акаршан-мантры, уччхатан-мантры.

Х. Джохари писал: «Мантра – это энергия. Ее можно использовать как в благих, так и в дурных целях. Вся ответственность ложится на самого практикующего. Если практикующий произносит мантры ради личного духовного развития, она поможет ему, но если он делает это во имя других, то его мантра послужит двойной цели: она поможет и ему самому, и окружающим. Если мантра применяется для того, чтобы причинить кому-то вред, она повредит и тому, кто ее произносит»7.

Ведантисты разделяют мантры на ниргуна- и сагуна-мантры. «Гуна» означает «качество», «нир» – «без», «са» – «с».

1. Ниргуна-мантры направлены на осознание бескачественного аспекта Абсолюта.

2. Сагуна мантры – это мантры, направленные на поклонение Абсолюту с качествами и атрибутами.

Также мантры разделяют на джада и чайтанья.

1. Джада-мантра. Эти мантры пребывают в инертном состоянии. Они оживляются через повторение в течение долгого времени. Таким образом, они оказывают воздействие не сразу.

2. Чайтанья-мантры – живые мантры. Они оживлены другими людьми благодаря повторению их в течение долгого времени. Чайтанья-мантры передаются как личные мантры, и существует мнение, что только они работают. Они воздействуют сразу.

По отношению к мантрам допускается физическое (адхибхаутика), религиозное (адхидайвика) и духовное (адхьятмика) истолкование. Агни, например, означает огонь в физическом смысле, бога в религиозном смысле и лучезарную природу души в духовном смысле. При повторение мантр адепт обращается к скрытой в них силе.

Э. Вуд писал: «Мантра – форма речи, оказывающая существенное влияние на разум, эмоции тела и даже на внешние предметы… Все звуки и слова, используемые человеческими существами, выражают влияние разума на материю. Если они используются и организуются человеком, обладающим знаниями в этом вопросе, могут формироваться слова или фразы силы. Такого человека в древней Индии называли творцом мантр (мантракара). Священные тексты содержат множество великих мантр, величайшей из которых является слово Ом»8.

В Девибхагаватам-пуране (7.35.60) говорится: «Мантры бесполезны без йоги, а йога бесполезна без мантр. Мантры и йога есть два безотказных способа постижения Брахмана».

Страница 5